Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский) |
Роберт ШуманТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ («РЕЙНСКАЯ» ), МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР
СОЧ. 97 (1850) Третья симфония — произведение масштабное, значительное, полное контрастов. Несмотря на кажущуюся пестроту и ясную раз- граниченность частей, она воспринимается как живая романтиче- ская повесть, «разношерстные» главы которой образно дополняют друг друга. Симфония была задумана Шуманом под впечатлением путешествия по Рейну (отсюда — ее название). Особенно поразил композитора величественный Кёльнский собор, выдающийся памятник готической архитектуры (ему посвящен один из самых значительных фрагментов симфонии). Очевидно, Шумана вдохновляли и фантастические легенды, связанные с Рейном, и легендарные страницы отечественной истории, и дивные рейнские пейзажи... Многие исследователи не без основания приписывают каждому из 5 разделов симфонии определенный программный замысел. Показательно, что в этом произведении отсутствуют столь характерные для Шумана лирико-психологические образы. Здесь композитор передает свои непосредственные впечатления, не углубляясь в далекие сферы поэтических мечтаний и грез. Бодрая, напористая, «взъерошенная» тема, открывающая симфонию (традиционного вступления нет), «задает тон» первой части. Все в ней напоминает горделивую атмосферу пышных рыцарских празднеств, отважных походов, героических деяний... В Скерцо нет обычной игривости, полетной быстротечности, но много воздуха, света, широты. Музыка его сродни простодушному, несколько неповоротливому деревенскому танцу. (Интересно, что первоначально Скерцо имело авторский подзаголовок «Утро на Рейне» .) III часть — поэтический ноктюрн — один из примеров внепсихологической лирики Шумана, лирики спокойной и возвышенной... IV часть — картина торжественной церемонии в Кёльнском соборе. Густая вязь переплетающихся мелодических линий постепенно разрастается в плотную «органную» звуковую лавину, «Ничего более мощного, более глубокого не исходило из художественного творчества человека... Одна страничка великого музыканта, вдохновленного величавыми красотами собора, составит для грядущих поколений такой же немеркнущий памятник глубины человеческого духа, как и самый собор» , — писал о IV части «Рейнской» симфонии Чайковский. По сравнению с предыдущими частями финал более четок, прост и лаконичен. Цикл завершается развернутой картиной зажигательного праздничного веселья. Композитор отмечал, что в симфонии господствуют народные элементы. В первую очередь это относится к финалу, пронизанному светом и кипучей жизнерадостностью. Следующая страница: Четвёртая симфония
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |