ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичВторая симфонияТретья симфония («Божественная поэма»)«Поэма экстаза»Рахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Александр Николаевич Скрябин

«ПОЭМА ЭКСТАЗА» ДЛЯ БОЛЬШОГО ОРКЕСТРА

СОЧ. 54. (1905 —.1907)
Первое исполнение — 10 декабря 1908 г. в Нью-Йорке
под упр, М. Альтшулера

Иду сказать людям, что они сильны и могучи
А. Скрябин

«Поэма экстаза» — едва ли не самое популярное сочинение Скрябина. Московская премьера поэмы 21 февраля 1909 г. положила начало прочному признанию скрябинского творчества в России. Лучшие черты дарования композитора сконцентрировались в поэме. Она стала «классическим образцом необычайно сжатой музыкальной концепции» (А. Альшванг). Если прибавить к этому страстность и приподнятость музыкального языка, магическую силу эмоционального воздействия и почти физическое ощущение осязаемости основных образно-мелодических контуров, то станет понятным «секрет» устойчивого успеха этого замечательного произведения.

Музыка «Поэмы экстаза» призвана, по мнению композитора, отобразить различные фазы развития некоего мистического духа и воспеть идею экстаза как высшего «индивидуалистического расцвета личности». Однако музыкальный текст поэмы не может идти ни в какое сравнение с программой, символичной, запутанной, хотя и крайне любопытной. Для потомков композитора «Поэма экстаза» — прежде всего вдохновенный гимн силе человеческой воли и мощи человеческого разума.

В партитуре поэмы Скрябин обильно использует краткие мотивы-формулы, закрепляя за каждым из них определенный философски-эмоциональный подтекст. Таковы мотивы «томления», «наслаждения», «воли», «высот творчества» и т. д. Несмотря на сравнительно небольшую длительность поэмы (около 20 мин.), Скрябину удалось в ней показать многообразие внутренних состояний в неуклонном и логически продуманном развитии, Музыка последовательно передает инертность, пробуждение воли, столкновение с угрожающими силами, борьбу с ними... Особенное значение приобретают темы «воли» и «самоутверждения» (первая поручена солирующей трубе). Напряжение постепенно растет, подготавливая новый, еще более грандиозный подъем.

Эпилог «Поэмы экстаза» — ослепительная картина колоссального размаха. На искрящемся, переливающемся всеми красками фоне 8 валторн и труба радостно провозглашают тему «самоутверждения», звучность которой достигает к концу нечеловеческой силы,


      • Начало   • Русская музыка   • Скрябин Александр Николаевич   • «Поэма экстаза»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru