ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичВторая симфонияТретья симфония («Божественная поэма»)«Поэма экстаза»Рахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Александр Николаевич Скрябин

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ («БОЖЕСТВЕННАЯ ПОЭМА») ДО МИНОР

СОЧ. 43 (1903 — 1904)
I. Борьба (Allegro).
II. Наслаждения (Lento).
III. Божественная игра (Allegro)
Первое исполнение — 29 мая 1905 г. в Париже
под упр. А. Никиша

Подзаголовок симфонии и названия частей указывают на определенную идею и сюжетную линию произведения, «Божественная поэма», — говорится в авторской программе, — представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и ниспровергает это прошлое и, пройдя через пантеизм, приходит к упоительному и радостному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной (божественного «я»).

Программные тенденции скрябинского творчества выявились в Третьей симфонии с особой силой. Однако музыка симфонии несравненно глубже и богаче философской программы, написанной, кстати, уже после сочинения «Божественной поэмы». Главное в этой замечательной партитуре — трепетная восторженность перед красотой мира, перед силой и величием человеческого духа,

Симфония открывается громогласной темой «самоутверждения», представляющей тематический стержень и центральный лейтмотив сочинения. Следующее затем Allegro начинается со своеобразного видоизменения этой же темы. Движение сразу приобретает стремительный и тревожный характер. Лишь на мгновение колорит несколько проясняется — новая группа тем вносит светлое настроение. Средний раздел части наполнен мрачными, а порой и трагическими эпизодами. Особенно это проявляется в заключительном построении (коде), где, подобно вихрю, проносится «сжатая» начальная тема Allegro, как бы подводя итог прошедшей борьбе. Переходом ко II части служит тема «самоутверждения»...

«Наслаждение» — таков авторский подзаголовок медленной части «Божественной поэмы». «Человек отдается радостям чувственного мира, — читаем мы в авторской программе. — Наслаждения опьяняют и убаюкивают его; он поглощен ими. Его личность растворяется в природе. И тогда-то из глубины его существа под.нимается сознание возвышенного, которое помогает ему преодолеть пассивное состояние своего человеческого «я». Музыка изобилует: тончайшими красочными узорами переплетающихся мелодических линий, она полна неги и обаяния, чувственного опьянения и томного сладострастия. Интересен эпизод, где пассажи флейт имитируют щебетание птиц; это придает музыке П части симфонии черты изобразительной конкретности.

Призывные возгласы фанфар непосредственно приводят к финалу «Дух, освобожденный, наконец, от всех уз, ... отдается возвышенной радости свободной деятельности — «божественной игре».

Каждый такт, каждая фраза финала пронизана лучезарной радостью. Оживление все растет, вихревые, полетные темы полны экстатической возбужденности и бескрайнего восторга. Стремительно развиваясь, музыка приобретает черты вакхического танца. На гребне нарастающей звуковой волны снова появляется грандиозная тема «самоутверждения». Она звучит как ликующий апофеоз.


Следующая страница: «Поэма экстаза»

      • Главная   • Русская музыка   • Скрябин Александр Николаевич   • Третья симфония («Божественная поэма»)   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru