ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичВторая симфонияТретья симфония («Божественная поэма»)«Поэма экстаза»Рахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Александр Николаевич Скрябин

ВТОРАЯ СИМФОНИЯ, ДО МИНОР

СОЧ. 29 (1901)
I. Andante.
II. Allegro.
III. Andante.
IV. Tempestoso.
V. Maestoso
Первое исполнение — 12 января 1902 г. в Петербурге
под упр. А. Лядова

Это произведение завершает ранний период композиторской деятельности Скрябина. Образная сфера симфонии еще лежит в русле «классических» ассоциаций, довольно далеких от сложных, символически возвышенных музыкальных перипетий «Поэмы экстаза» и «Прометея». С композиционно-структурной точки зрения Вторая симфония представляет собой монументальный, но удивительно компактный и цельный цикл. 5-частная композиция четко разграничена на 3 раздела, крайние из которых несут основную смысловую нагрузку.

I часть намечает основной интонационный каркас всего произведения. Начальная тема, излагаемая кларнетом на фоне приглушенного шелеста струнных, «рвется на свободу», пытается обрести победное звучание... Однако она каждый раз останавливается в оцепенении и бессильно отступает, так и не добравшись до заветной цели. Вторая тема (скрипка соло) исполнена изящества и очарования. Но доминирует все же основной образ; в конце части первая тема звучит трагически-напряженно, как бы заявляя о твердой решимости к активному самоутверждению.

Без перерыва начинается II часть — энергичная, нервно-импульсивная, беспокойная. Характерные волевые акценты сопровождают ее основную тему. Резко контрастирует с ней певучая, мечтательная кантилена солирующего кларнета. Но общее впечатление от музыки II части уже определено ее начальным разделом — она создает настроение смутной тревоги, беспокойства и возбужденности.

После ярких страниц драматической музыки III часть симфонии звучит как лирическая интермедия, противостоящая огромному напряжению крайних частей. На нежном трепетном фоне появляются полные истомы и светлого экзальтированного чувства мелодические «побеги» (флейта, скрипка), постепенно переходящие в сплошную вязкую нить «бесконечной мелодии». Чистотой и свежестью пробуждающейся к жизни природы напоена чудесная музыка Andante.

IV часть — пожалуй, наиболее яркое выражение драматургического гения Скрябина. Здесь все пронизано дыханием бури. Мощные звуковые лавины, то удаляясь, то приближаясь, создают зрительное, почти осязаемое впечатление грозной, разбушевавшейся стихии. Главная тема симфонии, появившаяся еще в начале I части, постепенно пробивает себе дорогу.

Финал органически вырастает из всей предшествующей музыки. Он пронизан безбрежной радостью завоеванной победы. Величественная поступь торжественного марша-гимна развертывается на материале преображенной темы I части. Ликующим оптимизмом дышит музыка финала Второй симфонии.


Следующая страница: Третья симфония («Божественная поэма»)

      • Главная   • Русская музыка   • Скрябин Александр Николаевич   • Вторая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru