Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичВторая симфонияТретья симфония («Божественная поэма»)«Поэма экстаза»Рахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус) |
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН(1872 — 1915)
Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. На рубеже ХХ века в русской музыке не было, пожалуй, более оригинальной и многообещающей творческой фигуры, чем Скрябин. Первые же самостоятельные опыты молодого композитора вызвали жгучий интерес современников. В Скрябине — человеке и художнике — все казалось необычным, привлекательным: масштаб и разносторонность дарования, редчайший исполнительский талант, умение сочетать в музыке бурную экспрессию с высоким полетом мысли, а главное — стремление связать образно-эмоционаный строй каждого сочинения со сложным миром философских идей. Интуиция и художественная чуткость Скрябина были столь развиты, а восприятие окружающей его действительности до такой степени тонким, что даже несмотря на идеалистические взгляды, он сумел отразить в своих произведениях героическую энергию предгрозовой эпохи, эпохи подъема революционного движения в России. Скрябин начал свой творческий путь с сочинения фортепианных миниатюр. Своеобразными островками встают на этом пути более крупные произведения — поэмы, сонаты... Но тяга к философским обобщениям, к передаче в музыке конкретных мыслей и волеизъявлений приводит Скрябина к симфонизму, ставшему вскоре основной сферой его композиторской деятельности. Внутренний мир художника, область психологических конфликтов, «борений» и сомнений — вот сфера, в которую было направлено внимание Скрябина — творца и мыслителя. В его симфонических произведениях особенно впечатляют грандиозность замыслов, сила интеллекта, свежесть и возвышенность музыкального языка. С поразительной, почти физиологической точностью переданы в музыке такие полярные эмоциональные состояния, как чувственное созерцание и дерзновенный порыв. Эти черты проявились уже в ранних оркестровых опусах композитора — вдохновенном фортепианном концерте и поэтичной лирической миниатюре «Мечты». Вслед за ними одна за другой возникают симфонии: 6-частная Первая с торжественным вокально-хоровым апофеозом «Гимн искусству»; монументальная Вторая с ликующим финалом и, наконец, Третья — «Божественная поэма» — одна из самых величественных партитур ХХ в. Но Скрябин не останавливается на достигнутом. Он страстно упоен мечтой воплотить в звуках бескрайнее могущество творческого гения. Так рождается замысел «Поэмы экстаза», сочинения напряженной мысли и стихийного размаха. С переходом к иному содержанию меняются и выразительные средства скрябинской музыки. Если в ранних сочинениях обнаруживается склонность к традиционной мелодике и ясной мажоро-минорной системе, то стиль позднего Скрябина характеризуется увлечением краткими мотивами-формулами, заостренностью гармонического языка, усложнением фактуры. Особенно показательна в этом отношении партитура симфонической поэмы «Прометей». В ней композитор сделал первый шаг по пути к намечавшемуся созданию некоего синтетического произведения, в котором, по мнению Скрябина, сольются воедино все виды искусства. Кроме разнообразных муз. средств (огромный орк., хор, солирующее ф-п.) в поэму введена «партия света»: во время исполнения концертный зал должен был освещаться меняющимися полосами лучей разного цвета (идею эту реализовать так и не удалось из-за технических трудностей). Несмотря на некоторую условность и символичность языка «Прометей» явился одним из самых смелых и впечатляющих произведений русской предреволюционной музыки. Сочинением подобного типа должна была стать и «Мистерия»; работу над этим капитальным творением прервала внезапная смерть композитора. Непосредственное воздействие музыки Скрябина необычайно велико. Она напоена юношеской чистотой и свежестью и в то же время пронизана дыханием бури; она трепетна, взволнованна и одновременно подчинена строгому контролю разума. «Музыка живет мыслью», — эти слова великого композитора могут служить эпиграфом к eгo вдохновенному, проникнутому страстью и пламенным лиризмом искусству. Вторая симфония Третья симфония («Божественная поэма») «Поэма экстаза»
Симфонические сочинения: В.С. Фомин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |