ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартТри симфонии 1788 годаКонцерты для фортепиано с оркестромКонцерты для скрипки с оркестромОперные увертюрыЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Вольфганг Амадей Моцарт

ОПЕРНЫЕ УВЕРТЮРЫ

Увертюры Моцарта по своему чисто симфоническому облику и интенсивности развития встали в один ряд с симфониями, концертами, поэмами, сюитами. Правда, моцартовские увертюры — это еще не «конспект» музыкально-тематического материала той или иной оперы. Они скорее отражают общую эмоциональную атмосферу произведения. Порой в них господствуют темы, не включенные композитором в само оперное действие. Но это вовсе не снижает ни силы воздействия, ни глубины, ни драматургической сконцентрированности увертюр Моцарта. Цельность развития, ясность структуры, собранность, живость и блеск изложения придают им подлинно симфонический размах и делают вполне реальной их самостоятельную концертную жизнь.

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «СВАДЬБА ФИГАРО» (1786)

Премьера оперы — 1 мая 1786 г. в Вене

Эта увертюра не имеет тематических связей с оперой. Но по стремительности развития, живительному эмоциональному тонусу, безостановочности и легкости движения может служить сжатым «тезисным» преддверием оперы, ярким симфоническим введением в пеструю, непринужденную обстановку спектакля.

Игриво вьется - «змеевидная» мелодическая попевка струнных; ее сменяют активные, лапидарные фразы всего оркестра. Смех и веселье, лукавство и грация соседствуют в этой лаконичной, скерцообразной увертюре...


УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «ДОН-ЖУАН» (1787)

Премьера оперы — 29 октября 1787 г. в Праге

«Дон-Жуан» — лучшее оперное произведение Моцарта. Здесь смело переплетаются трагическое с комическим, фантастическое с реальным. Легенда о вечном искателе любовных приключений впервые получила столь яркое музыкальное воплощение. По справедливому замечанию немецкого музыковеда К. Нефа, Моцарт в ,Дон-Жуане» разрешил стоявшую перед ним творческую задачу «c выразительной правдивостью Шекспира, веселой и умной иронией Мольера и проникновенностью испанских драматургов». В гениальной увертюре к «Дон-Жуану» ярко отражены все основные драматургические коллизии оперы. Грозное вступление (тяжелые зловещие аккорды, четкий остинатный ритм), отголоски которого проникают в заключительные страницы оперной партитуры, — рисует образ Командора, олицетворяющий идею возмездия. Постепенно музыкальная ткань светлеет. Феерическое Allegro переводит действие в иную образную сферу, намечая некоторые комедийные ситуации оперы, ее кипучую, праздничную атмосферу, стремительность развития. Роковую развязку драмы предвосхищают заключительные такты увертюры, исполненные мрачной настороженности и тревоги... Увертюру Моцарт написал в ночь с 27 на 28 октября, т. е. за день до премьеры. Очевидно, ее композиционная структура была продумана композитором еще в процессе сочинения оперы.


УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕйТА» (1791)

Премьера оперы — 30 сентября 1791 г. в Вене

Последнее оперное детище Моцарта — не только образец предельного технического совершенства; в «Волшебной флейте» композитор с истинно шекспировской глубиной и многогранностью разрешил проблему создания философской оперы-сказки. Либретто оперы (заимствованное из сказки «Лулу» нем. писателя Виланда и нескольких других источников) перегружено событиями, запутано, его драматические ситуации не всегда оправданы и порой кажутся надуманными. И поэтому значение творческого подвига Моцарта особенно велико: основная идея «Волшебной флейты»— победа разума, света, любви над силами зла — с наибольшей силой раскрыта именно в гениальной музыке оперы.

Как и в случае с «Дон-Жуаном», увертюра к «Волшебной флейте» была закончена за 2 дня до премьеры. Чайковский назвал эту увертюру «симфоническим чудом». И действительно, основная ее часть построена на виртуознейшем развитии одного короткого «стаккатного» мотива (кстати, принадлежащего не Моцарту, а заимствованного им из фортепианной сонаты Клементи). Этот мотив то неожиданно возникает в различных оркестровых голосах, то теряется в затейливых лабиринтах многочисленных подголосков, то активно «провозглашается» в насыщенном звучании струнной группы оркестра...

В начале увертюры, а также перед центральным ее разделом (разработкой) торжественно проплывают величавые аккорды; они затем появляются и в опере, где служат музыкальной характеристикой мудрого и доброго волшебника Зарастро. Быстрая же часть увертюры тематически с оперой не связана; она словно воспроизводит (в музыкально-обобщенном виде) основную идею произведения, «предсказывает» самый темп развития„«. действия и служит своеобразной образно-эмоциональной «заставкой» всей оперы.


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Вольфганг Амадей Моцарт   • Оперные увертюры   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru