Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартТри симфонии 1788 годаКонцерты для фортепиано с оркестромКонцерты для скрипки с оркестромОперные увертюрыЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
Вольфганг Амадей МоцартКонцерты для фортепиано с оркестромИменно в творчестве Моцарта инструментальный концерт получил настоящую «путевку в жизнь». Он стал подлинной ареной состязания солиста и оркестра. Если в концертах И.-С. Баха и А. Вивальди партия солирующего инструмента во многом сливалась с оркестровой тканью и еще не была достаточно индивидуализирована, то в концертах Моцарта глубина выражения и стройность формы тесно связаны с предельным использованием всех виртуозных возможностей инструмента, с его главенствующей ролью в произведении. Так композитор постепенно шел по пути симфонизации инструментального концерта и превращения его в драматургически активный, единый в своей направленности цикл. Огромное значение в работе над концертами имела исполнительская деятельность Моцарта. Он был одним из лучших пианистов своего времени и, естественно, писал многие фортепианные концерты в расчете на собственное исполнение. Блестяще владея скрипкой, Моцарт часто выступал в качестве солиста в своих скрипичных концертах. Разнообразие настроений, тонкость и одухотворенность музыки, сочетание «воздушной» виртуозности и глубины делают концерты Моцарта эталоном, своего рода пробным камнем для многих исполнителей. КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 20 РЕ МИНОР(1785)
I. Allegro. Даже принимая во внимание исключительность моцартовского дарования, трудно себе представить, что ре-минорный концерт,— это;едва ли не лучшее и наиболее драматичное из сочинений Моцар,i, — был написан за один день (10 февраля 1785 г.). Лишь на другой день к вечеру была закончена переписка партий, что, однако, не помешало Моцарту исполнить в очередной «академии» концерт, сочиненный только накануне.' Если большинство моцартовских творений восторженно принимались публикой при первом же исполнении, то этот концерт озадачил посетителей венских музыкальных «академий» своей встревоженностью, динамической взрывчатостью и особой демонической силой. И действительно, по своему характеру он выделяется не только из числа обычных инструментальных концертов конца XVIII в., но и среди сочинений самого Моцарта. Здесь доминируют образы трагические, мрачные, взволнованные... Так построена почти вся I часть; в ней действие попеременно переходит от мятущегося, порой отчаянного состояния в сферу задумчивости, печали и трепетного томления. Так протекает и II часть, очаровательный «Романс», где спокойная умиротворенность крайних разделов внезапно прерывается бурным драматизмом и патетикой грозного центрального эпизода. Так развивается и большая часть финала, основанная на динамически порывистой теме, порученной солирующему фортепиано и постоянно возвращающейся. И только в заключении устанавливается светлая поступь мажорных звучаний, властно сменивших прежние настроения тревоги и душевного беспокойства. Ре-минорный концерт был одним из любимейших сочинений Бетховена. Обычно исполнявший исключительно собственные произведения, Бетховен на сей раз изменил своему принципу. Он не только блестяще сыграл концерт на вечере в пользу вдовы Моцарта, но и сочинил две каденции для этого произведения. КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 23 ЛЯ МАЖОР(1786) Мягкими, «пастельными» тонами светится музыка 1 части; партия солирующего фортепиано изобилует «бисерными» пассажами и грациозными мелодическими фигурациями; оркестровые краски воздушны и легки... Andante окутано дымкой печали. Это — лаконичное интермеццо, удивительно ровное по настроению: здесь нет ни динамичных взлетов, ни контрастных эпизодов. Музыка 11 части пронизана истинной поэзией. Она по-моцартовски нежна и одухотворенна. Между тем, в интонационных контурах ее напевов и фраз «предугадываются будущие очертания ноктюрнов Шопена» (Друскин). Жизнерадостный финал словно залит солнечным светом. Его строение фрагментарно, но образно-эмоциональное единство всех эпизодов (в большинстве типично танцевальных) придает музыке особую ценность: финал воспринимается как картина по-весеннему живая, задорная и кипучая ... Следующая страница: Концерты для скрипки с оркестром
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |