Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияЧетвертая симфонияСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой) |
Иоганнес БрамсТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ, ФА МАЖОР
СОЧ. 90 (1883) Ганс Рихтер, выдающийся дирижер и горячий поклонник Брамса, назвал Третью симфонию «Героической». Но героика здесь особого склада. В ней нет всечеловеческой бетховенской грандиозности. Брамс повествует о борьбе человека, не похожего на монолитного героя музыки Бетховена. Он мужествен, но душевно более тонок и сложен. Ему свойственны сомнения, мятежные романтические порывы. Однако начало первой части впечатляет именно душевной цельностью, ощущением торжественной силы. Мощно вздымающиеся 3 первых аккорда звучат как девиз, вызов, провозглашение воли к жизни. Им вдохновенно отвечает главная тема. Она величава, но внутренне конфликтна: быстро чередуются гигантские падения и подъемы, господствующая мажорная звучность часто и беспокойно осложняется минором. Побочная тема мгновенно переносит слушателя в иной мир. Прихотливый изящный вальс очаровывает уютом, лаской. Но безмятежная музыка постепенно мрачнеет. Нарастает грозное возбуждение. Может быть, близок страшный трагический взрыв? Нет, где-то на грани катастрофы музыка внезапно проясняется. Тихо, умиротворяюще поет валторна, предваряя триумфальное возвращение главной темы. В конце части воцаряется блаженный покой. Музыка II части закрепляет и углубляет достигнутое душевное равновесие. Проникнутая благородным спокойствием, она течет широко и плавно. Но иногда являются грусть, жалоба, прорывается волнение. Элегические настроения находят «выход» в изумительной III части. Здесь — тихая печаль, улыбка сквозь слезы, затаенные вздохи. Мелодии исполнены безыскусственной, поистине гениальной красоты, Это одна из самых прекрасных и трепетных страниц мировой музыки. Но есть в этой музыке какая-то скрытность, невысказанность. С тем большим интересом ожидается последняя часть. Зловеще холодный шепот главной темы финала предвещает драматические события. И вот они наступают. Разгорается неистовая схватка с судьбой. Слышатся горестные стенания, отважные призывы, героические возгласы. Но в самый острый момент борьбы, как это было в 1 части, буря утихает. Музыка озаряется благодатным, просветленным звучанием главной темы 1 части. Следующая страница: Четвертая симфония
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |