ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияЧетвертая симфонияСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

ИОГАННЕС БРАМС

(1833 -1897)

Писать столь красиво как Моцарт, мы уже не можем,
попробуем писать по крайней мере так же чисто. как он.
И. Брамс

«Два самых крупных события в моей жизни — это объединение Германии и окончание издания сочинений Баха». В этом, на первый взгляд, неожиданном признании — весь Брамс. Пылкая любовь к родине сочеталась у него с чувством преклонения перед богатствами национальной немецкой культуры. Стойкая верность ее лучшим традициям определила творческий облик Брамса.

Он жил в сложную эпоху. После поражения революции 1848-1849 гг, в Германии сгустилась реакция Острые противоречия обнаружились в художественной жизни. Бурное развитие романтизма сопровождалось решительным пересмотром музыкальной эстетики. «Веймарская школа» (она группировались вокруг Вагнера и Листа) призывала к преодолению замкнутости музыки, слиянию с другими искусствами. Одновременно процветал и «умеренный» романтизм академического толка («Лейпцигская школа» ), далекий от современных проблем искусства и жизни.

Брамс не примкнул ни к тому, ни к другому лагерю. Особенно чужды были ему вагнеровские идеи «музыки будущего» или «синтетического произведения искусства», рождающегося якобы на основе музыкального театра. Он не мог согласиться с тем, что время классической инструментальной симфонии окончилось, что отныне возможна лишь вокально-хоровая симфония по образцу финала Девятой Бетховена или программная симфоническая поэма в духе Листа.

Титаническая борьба Брамса за классическую стройность и ясность, против нечеткости выражения, рыхлости форм, грозивших европейской музыке, вызывала со стороны недальновидных критиков едкие упреки в архаичности и консерватизме. История показала, что позиция Брамса была по-своему не менее смелой и новаторской, чем та, которую занимали проповедники «музыки будущего», считавшиеся тогда — в середине Х1Х в. — самыми передовыми художниками. Прочно опираясь на традиции предшественников (от старых полифонистов и Баха до Бетховена и Шумана), глубоко и любовно изучая народную песню (немецкую, австрийскую, венгерскую, славянскую), Брамс создал самобытнейшую музыку — мудрую и мужественную, нежную и порывистую, полную нравственной стойкости и чистоты.

В обширном наследии Брамса (оно охватывает почти все жанры музыки за исключением оперы), 4 симфонии занимают одно из центральных мест. Брамс рассматривал симфонию как самый философский из музыкальных жанров, как средоточие глубоких раздумий о жизни, природе, цели человеческого существования. Поэтому он долго не решался приступать к созданию крупных симфонических партитур: Первая симфония появилась, когда композитору было 43 года. Много переживший человек, зрелый мыслитель и мастер, он запечатлел в симфониях новый, сложный, полный противоречий склад психики современника. При этом Брамс избежал опасностей, подстерегавших тогда многих композиторов,— субъективизма, художественного произвола, рапсодической расплывчатости формы. Он сохранил классическую 4-частную композицию цикла. Но толкование этой композиции глубоко, по-брамсовски своеобразно. В каждой из его симфоний — своя драматургия, свой особый мир образов.


Первая симфония  
«Я никогда не напишу симфонии! Ты не представляешь, какой смелостью надо обладать, чтобы решиться на это, когда слышишь за собой шаги гиганта!» Брамс написал эти строки в начале 70-х гг. Еще в 1862 г. он приступил к созданию Первой симфонии. Работа непомерно затянулась. Композитор отчетливо сознавал трудность поставленной задачи: после Бетховена редко кому удавалось сказать в этом жанре новое, свежее слово.

Вторая симфония  
"Вторая симфония была встречена восторженно. Критика сразу же оценила ее по достоинству. Счастливая судьба ей словно была уготована с самого начала: замысел симфонии возник в лучшие минуты жизни Брамса, чудесным летом 1877 г. на берегу живописного озера; в музыке ощущается особенная просветленность души, которая рождается только в общении с природой."

Третья симфония  
Ганс Рихтер, выдающийся дирижер и горячий поклонник Ьрамса, назвал Третью симфонию «Героической». Но героика здесь особого склада. В ней нет всечеловеческой бетховенской грандиозность..Брамс повествует о борьбе человека, не похожего на монолитного героя музыки Бетховена. Он мужествен, но душевно более тонок и сложен. Ему свойственны сомнения, мятежные романтические порывы.

Четвертая симфония  
Четвертая симфония — одно из самых совершенных и великих созданий Брамса. Поразительна стройность, мудрая соразмерность этого вдохновенного произведения: оно кажется высеченным из одной глыбы гранита. Слушателя захватывает не только чувство высшей, почти античной красоты, но и ощущение обжигающей жизненной правды. Не забывая о нескончаемом многообразии жизни, композитор стремится подчеркнуть ее серьезные, суровые стороны.


КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОР

СОЧ. 77 (1878)
I. Allegro non troppo.
II. Adagio.
III. Allegro giocoso ma non troppo vivace
Первое исполнение — 1 января 1879 г. в Лейпциге,
солист Й. Иоахим

Концерт для скрипки относится к лучшим сочинениям Брамса. Весь он словно светится любовью к жизни, природе, людям. Отсюда — и господство теплых, солнечных красок, и мелодическое изобилие музыки. Особенно богата мелодиями I часть. Она развертывается вольно и плавно и, может быть, показалась бы недостаточно активной, если бы не мятежно-страстный мотив, играющий роль своего рода «возмутителя спокойствия» . Впервые появляется он в конце оркестрового вступления, вызывая ответную патетическую реплику солирующей скрипки. Этот мотив неоднократно врывается в размеренное течение музыки, и каждый раз драматический характер его остается неизменным. Зато многообразно изменяется главная тема: она звучит то пасторально, то героически (перед каденцией скрипки), то — в конце I части-нежно и умиротворенно.

II часть погружается в ничем не тревожимое лирическое созерцание. Музыка напоена истинно скрипичным пением — сочным, гибким, бесконечным. Даже в живом, увлекательном финале сказалась общая лирическая настроенность автора. Основная тема финала приводит на память гордые и темпераментные венгерские напевы. Но между ее повторениями возникают, подобно тихим островкам среди бурной реки, моменты типичной для всего произведения светлой пасторальной лирики.

ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

СОЧ. 83 (1881) I. Allegro non troppo. II. Allegro appassionato. III. Andante. IV. Allegretto grazioso Первое исполнение — 22 ноября !881 г. в Штутгарте, солист автор

«Симфония с солирующим фортепиано» — так нередко называют Второй фортепианный концерт Брамса. И действительно, сочинение это отличается не столь частыми в концертном жанре глубиной и серьезностью замысла, монументальностью формы, значительностью оркестровой партии. На всем произведении лежит печать светлой величавости, спокойной, уверенной радостности. Но при этом сколько здесь различных, контрастных состояний и образов! И как органично объединяются они между собой, образуя гибкий, подвижный ток эмоций.

Вот I часть с ее эпическим зачином — плавной песенной мелодией валторн. Это ее основная тема, главенствующий образ. Но по мере развития в этой теме обнаруживаются новые оттенки, а далее рождаются иные образы: лирические и драматические, нежно-прозрачные и полные мужественной патетики. И образы эти то сопоставляются (тогда ощутимы грани, «стыки» между ними), то с поразительной незаметностью переходят один в другой.

Той же изменчивостью душевных состояний отмечена II часть — скерцо. В ее крайних разделах состязаются, чередуясь, демонически-страстная тема и грустно-задумчивая мелодия в народном духе. Музыка среднего раздела окрашивается то полнокровным весельем, то таинственной вкрадчивостью, то мягким лиризмом. Финал увлекает жизнедеятельной энергией, радует вольной игрой непринужденно сменяющихся мелодий, пронизанных tocoбенно в побочной партии) мотивами и ритмами венгерского фольклора.


Симфонические сочинения:
•  4 симфонии (1876, 1877, 1883, 1885);
•  Вариации на тему Гайдна (1873);
•  Академическая торжественная увертюра (1880);
•  Трагическая увертюра (l881);
•  2 концерта для фортепиано с оркестром (1859, 1881),
•  Концерт для скрипки с оркестром (1878),
•  Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром (1887).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Иоганнес Брамс   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru