Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерТретья симфония («Новая героическая»)Четвертая симфония («Романтическая»)Седьмая симфонияКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц) |
Антон БрукнерТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ РЕ МИНОРПосвящается Р. Вагнеру
(1873, 2-я ред. 1876/77, оконч. ред. 1888/89) Третья, «Новая Героическая» симфония — одно из этапных произведений замечательного симфониста. Это глубоко философское произведение, полное раздумий о человеке, его предназначении, его духовной красоте, произведение эпически широкое и монументальное. На музыкальном языке симфонии лежит явственный отпечаток родства с творчеством Вагнера — композитора, перед которым Брукнер преклонялся, которому не случайно посвятил это свое сочинение. Вместе с тем, Третья симфония — произведение глубоко самобытное, поистине брукнеровские, отмеченное неповторимым своеобразием его личности. I часть начинается гигантским органным пунктом. На его фоне возникает главная тема — величественная, эпическая фанфара. Ее постепенное развитие приводит к кульминации, в момент которой появляется новый грозный мотив в мощном звучании tutti оркестра. Вторая (побочная) тема части — мягкая и певучая. Это, собственно, два одновременно звучащих мотива, причем каждый имеет свой характерный ритм, свой мелодический рисунок, Но, сплетаясь, они образуют единое целое, гибкую, словно дышащую музыкальную ткань. И, наконец, третий образ экспозиции — торжественный и строгий хоральный напев. На протяжении разработки происходит утверждение главной темы — лейтмотива симфонии, который окончательно закрепится в коде I части. В Adagio возвышенная простота и строгость сочетаются с изысканными, острыми интонациями, словно на протяжении II части музыка Гайдна и Моцарта встречается с вагнеровскими изощренными мелодическими ходами. Таковы все три темы, лежащие в основе медленной части. III часть — стремительное, яркое, словно пронизанное солнечным светом скерцо. В нем тоже три образа: первый — массовый, сродни темам бетховенских скерцо, второй — наивный и грациозный танец, третий (трио) — близкий по характеру второму, но еще более нежный и поэтичный. Финал возвращает слушателя к образам и коллизиям I части симфонии. Словно повторяется центральный раздел I части. «С полуслова» вступает видоизмененный лейтмотив симфонии (главная тема I части), продолжается его напряженное развитие. Появляются и новые темы: изящная и грациозная (побочная), еще одна — выразительная, напевная, наконец возвышенная хоральная. Но преобладает над всем первый образ, который и утверждается в коде симфонии. Следующая страница: Четвертая симфония («Романтическая»)
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |