Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ ХРЕННИКОВ(1913-2007)Имя Хренникова уже давно пользуется заслуженной популярностью далеко за пределами нашей страны. Музыка его ясная, светлая, одухотворенная, перекликается с песенно-лирическими традициями русской национальной классики, и в первую очередь - с традициями Чайковского. Самобытный талант Хренникова проявился в произведениях различных жанров — опере, симфонии, инструментальном концерте, романсе, песне. Музыке композитора свойственна простота, огромное мелодическое обаяние, непосредственность высказывания, глубина и подлинная демократичность. Хренников принадлежит к тем музыкантам, которые стремятся претворять в крупных произведениях интонации, бытующие в повседневной жизни. Это песенные интонации, а также выразительные интонации человеческой речи. Недаром симфоническая музыка Хренникова столь эмоциональна, взволнованна и вместе с тем столь «общительна» и задушевна. Значительное место в сочинениях композитора занимают и образы причудливо-скерциозные, «моторные» . Здесь чувствуются творчески переосмысленные влияния Прокофьева, Стравинского, Хиндемита. Особенно ярко эти веяния проявились в ранних произведениях Хренникова — Первой симфонии и концерте для фортепиано с оркестром. ВТОРАЯ СИМФОНИЯ, ДО МИНОР СОЧ. 9 (1940, оконч. ред. 1944) Создание Второй симфонии пришлось на годину самых суровых испытаний для нашей страны. Первая часть была написана в 1940 г., 3 остальные — после долгого перерыва — в 1942 г. События Великой Отечественной войны, мысли и чувства, волновавшие тогда советских людей, нашли в музыке симфонии свое отражение. Жизнерадостна и светла I часть, хотя и в ней уже появляются эпизоды, исполненные борьбы. Главная тема ее — легкая, подвижная, ничем не омраченная, постепенно мужает и становится строже. Вторая (побочная) тема задумчива и трепетна. Она рисует мир поэзии и мечты. В центральном разделе (разработке) характер музыки меняется. Возникают напряженные ритмы, тревожные интонации. Однако в заключении части снова выплывает на поверхность радостная мелодия, открывшая симфонию. Иные образы воплощены во II части. Созданная в самые суровые дни, когда враг угрожал столице, рвался к Волге, — она стала скорбным повествованием о происходящих событиях. Трогательная в своей сдержанной печали звучит мелодия солирующего кларнета. Постепенно рассказ становится все более взволнованным: невозможно сдержать горе, гнев,— все, что накопилось в душе. Внезапно обрывается исступленное звучание скрипок. Заключение части — своеобразное послесловие «от автора» . Стремительно и тревожно скерцо (III ч.). В его непрерывном движении возникают обрывки мелодий — то песенных, то маршевых, — и вновь растворяются, уносятся общим потоком. Финал, в чем-то перекликающийся с замыслом I части Седьмой симфонии Шостаковича, показывает в непосредственном столкновении противоборствующие силы, силы добра и зла, света и мрака. Он начинается в характере строгого и решительного марша, вызывающего в памяти интонации советских массовых песен. Марш сменяется эпизодом иного плана: однообразная, лишенная эмоциональности мелодия, настойчиво повторяясь, разрастается до размеров стихийной, слепой механической силы. Это сила разрушения, сила злобная, бесчеловечная. Но ей властвовать недолго. Побеждают образы мужественные, светлые. Заключительные такты симфонии полны уверенности в торжестве человечности и разума.
Симфонические сочинения: В.С. Фомин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |