Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт) |
АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН(1903-1978)Tворчество одного из крупнейших советских композиторов - А. И. Хачатуряна давно завоевало популярность и в нашей стране, и за рубежом. Композитор работает в самых различных жанрах. Балеты и песни, музыка к кинофильмам, симфонии и инструментальные концерты — таков диапазон его творческих интересов. Здесь каждый такт, каждая нота отмечены печатью своеобразия. В каждом произведении Хачатурян остается художником глубоко оригинальным, ищущим, дерзающим. Его музыка покоряет темпераментностью, яркой мелодикой, блеском оркестровых красок. Оптимизм, праздничность, жизнерадостность — вот наиболее характерные ее черты. Б. Асафьев, сравнивая творчество Хачатуряна с искусством эпохи Возрождения, назвал композитора «Рубенсом нашей музыки». Хачатурян — художник глубоко национальный. Он оригинально претворяет в своем искусстве традиции классической, особенно русской музыки, смело сплавляя их с элементами закавказского фольклора. Отчетливо слышны в его произведениях напевы армянских гусаров и азербайджанских ашугов, прихотливые импровизации в духе грузинских инструментальных наигрышей. Деятельность Хачатуряна разнообразна. Он — педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель, но на первом месте всегда творчество, основу которого составляют симфонические произведения. ВТОРАЯ СИМФОНИЯ МИ МИНОР (1943, 2-я ред. 1944)
I. Andante maestoso. Allegro agitato. Написанная в тяжелые годы Великой Отечественной войны, Вторая симфония Хачатуряна, подобно другим крупным произведениям советских композиторов, созданным в это время, стала повествованием о великом подвиге народа, о страданиях, которые принесла советским людям война, о победе, которая обязательно наступит. «Вторая симфония — это, пожалуй, первое сочинение Хачатуряна, в котором трагическое начало поднимается на такую большую высоту. Но, несмотря на свою трагическую сущность, это произведение полно глубокого оптимизма. В симфонии много траурных звучаний и в то же время ликующего торжества. Сочетание трагического и жизнеутверждающего приобретает здесь большую силу» , — писал Шостакович. Грозно, набатными звучаниями открывается симфония. Это своего рода эпиграф. Вторая тема вступления, скорбная и экспрессивная, воспринимается как отклик человека на набатный призыв. I часть симфонии основана на разнохарактерных темах — выразительных, песенных и полных философского раздумья, тревожных и мужественных. Музыка ее насыщена атмосферой борьбы. Гнев и решимость, боль утрат и уверенность в победе слышатся в ней. Подобна своеобразной Danse macabre II часть симфонии. Это стремительное скерцо, насыщенное тревогой, напряженными звучаниями, драматическими вспышками, На мгновение появляются иные — грациозные, женственные образы, которые производят впечатление светлого воспоминания. «Это образ самой трагической жертвы войны — мать павшего в бою за Родину», — говорит о III части своей симфонии Хачатурян. Ее основные темы — армянская народная песня «Ворскан ахпер» («Песня охотника» ), скорбная и выразительная, насыщенная жалобными нисходящими попевками, и средневековый напев Dies irae. В своем развитии Andante достигает огромной силы выразительности и подлинно трагедийного звучания. Финал симфонии жизнеутверждающ. Вновь раздается набат, но теперь он — не предвестник несчастья, а голос надвигающегося возмездия. Основная тема финала — торжествующий гимн. Его оттеняет взволнованная лирическая мелодия. В коде — итоге всего симфонического цикла — утверждается вера в грядущую победу. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МИНОР (1940)Посвящается Д. Ф. Ойстраху
I. Allegro moderato. В инструментальных концертах Хачатуряна черты, присущие его творчеству — радостное, активное ощущение жизни, праздничная приподнятость, красочность, словно пришедшая в музыку с живописных полотен Сарьяна, — проявились наиболее ярко благодаря виртуозности, эстрадной броскости, свойственных этому жанру. Скрипичный концерт является убедительным тому доказательством. «Сочиняя этот концерт, я стремился к созданию доступного для широкого слушателя виртуозного произведения, построенного на принципах симфонического развития», — отмечал автор. Его цель была достигнута. Мощная оркестровая заставка — и вот уже ворвался стремительный ритм скрипичной партии, словно народный танец, красочный и вихревой. Такова главная тема I части. Побочная тема-томная, с прихотливыми изгибами мелодии, капризно меняющимся ритмом. Это лишь эпизод, возникающий и вновь исчезающий на общем праздничном фоне. II часть начинается спокойно, сосредоточенно. Обаятельна мелодия -. скрипки. Развиваясь, она достигает лирико-патетической кульминации. Средний эпизод части полон возвышенного пафоса. И бурей врывается финал, еще более стремительный и неукротимый, чем I часть. Снова разгорается бушующее, поистине стихийное веселье. Все несется, кружится, пенится, шумит в этом неудержимом, искрящемся потоке.
Симфонические сочинения: В.С. Фомин Следующая страница: Хренников Тихон Николаевич
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |