Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт) |
МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ(1837 — 1910)Огромна и очень своеобразна роль Балакирева в истории русской музыкальной культуры. Обладая большим творческим дарованием, огромной энергией, выдающимся общественным темпераментом, он наложил отпечаток на один из важнейших периодов в русской музыкальной культуре. Под его влиянием формировались Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, к его советам прислушивался Чайковский; он был руководителем Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества. Для творчества Балакирева характерны внимание к фольклору — творческое использование русских народных песен, мелодий Кавказа,— тяготение к программной симфонической музыке. В этом композитор явился первым продолжателем традиций Глинки. УВЕРТЮРА НА ТЕМЫ ТРЕХ РУССКИХ ПЕСЕН (1858)Первое исполнение 29 марта 1859 г. в Петербурге под упр. А. К. Лядова Второе оркестровое сочинение Балакирева Увертюра на темы трех русских песен сконцентрировала в себе многие характерные черты творчества композитора. Опираясь на принципы Камаринской Глинки, Балакирев создал своеобразное и яркое сочинение, в котором сопоставлены оригинально разработанные контрастные и вместе с тем интонационно родственные народные мелодии. Увертюра открывается медленным вступлением, основанным на распеве эпической былинной темы «То не белая береза в поле прилегла». Центральный раздел Увертюры построен на сопоставлении веселой, праздничной плясовой песни «Во поле березонька стояла» и более широкой и распевной (свадебной) «Во пиру была». В коде вновь появляется тема былины «ИСЛАМЕЙ» (1869)
В русскую музыку о Востоке Валакирев своими кавказскими впечатлениями внес неизгладимые, рельефнейшие страницы.
Оркестровки А. Казеллы И С. Ляпунова Замысел фортепианной фантазии «Исламей» возник у Балакирева в 60-х гг. во время его поездок на Кавказ. Там композитор познакомился с своеобразной культурой, с особенностями мелодий и гармонического языка музыки кавказских народов, с удивительными народными танцами. Особенно привлекли внимание Балакирева грузинские ликури, дагестанские лезгинки, кабардинские исламеи — танцы, родственные друг другу по характеру., энергичные и мужественные, с острой ритмикой, прихотливой мелодикой. В основу фортепианной фантазии легла тема кабардинского танца (она и дала название фантазии). Исламей или исламбей – виртуозный танец юноши, который показывает свою силу, ловкость, удаль и грацию. Это определяет склад музыки — волевой и, вместе с тем, полный величавой плавности, с упругим пружинистым ритмом и терпкими созвучиями, имитирующими звучание народных инструментов Кавказа. Вторая тема фантазии — мелодия татарской народной песни «Ипий-джан» — нежная, проникновенная, чуть меланхолическая.
Симфонические сочинения: Л.В. Михеева Следующая страница: Бородин Александр Порфирьевич
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |