Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод Дебюсси«Послеполуденный отдых фавна»Ноктюрны: «Облака» , «Праздненства» , «Сирены» «Море» - три симфонических эскизаРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский) |
Клод Дебюсси«ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ ФАВНА», ПРЕЛЮДИЯ К ЭКЛОГЕ МАЛЛАРМЕ (1894)
Первое исполнение — 22 декабря 1894 г. в Париже под упр. Г. Доре В 1876 г. французский поэт-символист Стефан Малларме сочинил эклогу «Послеполуденный отдых фавна», полную смутных, «дымчатых» настроений. Основные персонажи ее — козлоногий Фавн (покровитель природы), воздушные нимфы, наяды, русалки и другие мифологические существа. Сюжет эклоги статичен, «неподвижен»: фавн, лениво дремлющий на раскаленном песке, грезит о нимфах. Дебюсси, тонко уловивший особенности поэтического оригинала, создал на основе зыбких эмоций эклоги ажурное полотно, также лишенное действия. «Фавн» Дебюсси — шедевр импрессионистской звукописи, оркестровый этюд, полный томления и упоительной неги. Услышав это сочинение, Малларме воскликнул: «Я не ожидал ничего подобного! Эта музыка продолжает эмоцию моей поэмы и дополняет ее более увлекательно, чем это могли бы сделать краски» . В прелюдии доминируют матовые оркестровые оттенки. Течение музыки свободно, рапсодично. Гибкость линий и узоров поразительна. Музыка «Фавна» не просто живописна, она почти что осязаема. Недаром, говоря о ней, многие исследователи пользуются «зрительными» терминами. Прелюдия открывается тусклым, «сурдинным» пением флейты в низком регистре. Это тема фавна. Она звучит томно, лениво и, проходя несколько раз, сопровождается то глухими зовами валторн, то мягкими аккордами струнных, то скользящими созвучиями деревянных духовых... Другая тема прелюдии более чувственна. Ее эмоциональный разворот шире, а динамические взлеты уверенней и ярче. Оркестровые краски становятся более «земными» , музыкальная ткань — более плотной. Этот раздел — кульминация всего произведения. И снова слышится завораживающее пение флейты. Однако ее волшебное звучание постепенно становится «мерцающим» , рассыпчатым. Замирают и другие оркестровые голоса; они оставляют хрупкий, сумеречный след в «музыкальном пространстве» и повисают в воздухе, словно капельки тумана... Следующая страница: Ноктюрны: «Облака» , «Праздненства» , «Сирены»
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |