Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод Дебюсси«Послеполуденный отдых фавна»Ноктюрны: «Облака» , «Праздненства» , «Сирены» «Море» - три симфонических эскизаРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт) |
Клод ДебюссиНОКТЮРНЫ — «ОБЛАКА», «ПРАЗДНЕСТВА», «СИРЕНЫ»
1897 — 1899 Работу над «Ноктюрнами» Дебюсси начал еще до окончательного завершения партитуры «Фавна». В первоначальных эскизах они были задуманы как 3-частная сюита для скрипки с оркестром, которую композитор намеревался посвятить известному скрипачу Э. Изаи. Однако в процессе работы Дебюсси отошел от этого замысла, создав оркестровый цикл, состоящий из 3 разнохарактерных частей. [В последнюю пьесу («Сирены» ) Дебюсси ввел небольшой женский хор (он использован как чисто оркестровая краска). Возможно, это обстоятельство в какой-то мере определило печальную судьбу цикла, который в большинстве случаев исполняется в усеченном виде (без «Сирен» ).] Дебюсси оставил довольно развернутое пояснение, представляющее ключ к раскрытию поэтического содержания «Ноктюрнов»: «Заглавие «Ноктюрны» — имеет значение более общее и более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатления и ощущения света. Облака — это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проходящими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом. Празднества - это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним. Сирены — это море и его безгранично многообразный ритм; среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен» . Однако музыка «Ноктюрнов» глубже и многозначительнее этой программы, и богаче по оттенкам настроений. «Облака» - это не только тонкий импрессионистский эскиз, но и содержательная лирико-психологическая картина, задумчивая и «пасмурная» . В музыке чувствуется и отрешенность, и некоторая усталость, пассивность. А между тем, «бескровность» оркестровой палитры создает поразительное настроение; и неизвестно, что впечатляет более — созерцательность, «дымчатость» или мягкие осенние краски. «Празднества» — блестящее симфоническое скерцо. Дебюсси создает панораму звонкого праздника, «проиллюминированного и наводненного толпой» . Феерическим огнем сверкает и постепенно рассыпается искристое звучание труб, полное света и ярких огненных красок. «Сирены» — многообразнее по настроению, чем предшествующие ноктюрны. Здесь очень тонко переходят друг в друга состояние порывистости, действенности и призрачные, затаенные эмоции. Тихие всплески волн, мерная зыбь водного пространства, бушующая морская пучина — все это изображено ярко, смело, «наглядно» . Однако в ноктюрне преобладает не звукоописательность и пейзажность, а чистая, целомудренная лирика, порой поэтически одухотворенная, порой взволнованная. Следующая страница: «Море» - три симфонических эскиза
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |