ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод Дебюсси«Послеполуденный отдых фавна»Ноктюрны: «Облака» , «Праздненства» , «Сирены» «Море» - три симфонических эскизаРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

КЛОД ДЕБЮССИ

(1862 — 1918)

Дебюсси напомнил французской музыке об ее истинной природе об ее забытом идеале: ясности, изящной простоте, естественности, грации и пластике.
Р. Роллан

В наши дни искусство Дебюсси по праву может именоваться классикой XIX-ХХ в. Между тем, еще недавно в музыке композитора замечали и подчеркивали лишь одну сторону: хрупкость, эфемерность, рафинированность, ажурный колорит. Вступив на самостоятельный творческий путь в трудную пору политического и музыкального безвременья, — Дебюсси явился родоначальником (скорее даже единственным крупным представителем) импрессионизма в музыке. Однако художественно-эстетический облик композитора был значительно шире и многограннее. Об этом говорит хотя бы диапазон его интересов.

Дебюсси прочно опирался на традиции французского классицизма и жадно впитывал живительные соки национального фольклора. Он увлекался Вагнером, многое взял от Мусоргского, пытливо изучал далекие пласты музыкальных залежей, прислушивался к колоритным мелодическим узорам и пряностям восточной музыки. А главное — искал. Искал новых звучаний, новых форм и выразительных средств.

Будучи приверженцем программной музыки, он отказался от жанра симфонии. Отправной точкой его программности стала природа, которую Дебюсси ощущал исключительно тонко, а излюбленной формой высказывания — симфонический триптих, т. е. 3-частная композиция с четко обозначенными контрастными разделами. Таковы «Ноктюрны», «Море», «Иберия» — этапные сочинения Дебюсси. Исключение составляет первый оркестровый опус композитора – прелюдия к эклоге Малларме; «Послеполуденный отдых фавна», ставший одновременно и началом и вершиной его импрессионистских исканий.

Музыкальный почерк Дебюсси неповторимо своеобразен. Мелодика во многом отличается от мелодических «привязанностей» его предшественников. Она чужда классической закругленности. Ее линии пластичны, прерывисты, порой растворены в общем потоке звучаний. Гармонический язык отмечен сочностью, и в то же время деликатностью. Оркестровая палитра смело обновлена. Здесь не перестаешь поражаться богатству новаторских приемов — от светящейся звуковой пыли до ослепительно ярких мазков и причудливых тембровых наложений.

Музыка Дебюсси — прежде всего апофеоз красоты, иногда изысканной, но всегда благородной; это - гимн поэтичности, одухотворенности; это — передача тончайших оттенков и движений человеческой души; это — мир чувств возвышенных, сдержанных и утонченных. В ней спокойно уживаются противостоящие друг другу тенденции: наряду с неуловимым шелестом и шорохом — строгая продуманность и единство замысла; наряду с причудливыми красками, мерцающими бликами — ясные контуры гибких, осязаемо конкретных мелодических образов; наряду со статичными, дремлющими в зыбком сне звуковыми картинами — сцены, полные движения, стихийной мощи и силы. Все эти качества сделали музыку Дебюсси предметом восторженного почитания и тщательного всестороннего освоения для большинства его современников и последователей. У Дебюсси многому научились Стравинский и Равель, Скрябин и Шимановский, Респиги и Бриттен.


«Послеполуденный отдых фавна»  
В 1876 г. французский поэт-символист Стефан Малларме сочинил эклогу «Послеполуденный отдых фавна», полную смутных, «дымчатых» настроений. Основные персонажи ее — козлоногий Фавн (покровитель природы), воздушные нимфы, наяды, русалки и другие мифологические существа. Сюжет эклоги статичен, «неподвижен» : фавн, лениво дремлющий на раскаленном песке, грезит о нимфах.

Ноктюрны: «Облака» , «Праздненства» , «Сирены»  
Работу над «Ноктюрнами» Дебюсси начал еще до окончательного завершения партитуры «Фавна». В первоначальных эскизах они были задуманы как 3-частная сюита для скрипки с оркестром, которую композитор намеревался посвятить известному скрипачу Э. Изаи. Однако в процессе работы Дебюсси отошел от этого замысла, создав оркестровый цикл, состоящий из 3 разнохарактерных частей.

«Море» - три симфонических эскиза  
Подзаголовком «эскизы» Дебюсси вероятнее всего подчеркивает живописность, картинность своих впечатлений. По сути дела «Море» — настоящая симфония, где главный «герой» — морская стихия. Переживания и чувства человека в ней не затронуты. Но море настолько захватило композитора, что он нарисовал его как живой, очеловеченный организм, как существо, умеющее дышать, смеяться, радоваться, плакать, страдать, бороться...


Симфонические сочинения:
•  «Послеполуденный отдых фавна» (1894),
•  Ноктюрны (1897 — 99), «Море» (1903 — 05), «Образы» (1906 — 12),
•  «Игры» , хореографическая поэма (1912),
•  «Камма» , хореографическая легенда (1912),
•  Фантазия для фортепиано с оркестром (1889 — 90),
•  Танцы для арфы и струнного оркестра (1904).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Клод Дебюсси   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru