ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманТретья (Рейнская) симфонияЧетвёртая симфонияФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Роберт Шуман

ЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ РЕ МИНОР

СОЧ. 120 (1841, 2-я РЕД. 1851)
I. Ziemlfch langsam. Lebhaft.
II. Romanze. Ziemlich langsam.
III. Scherzo. Lebhaft.
IV. Langsam. Lebhaft
(все части исполняются без перерыва)
Первое исполнение — 6 декабря 1841 г. в Лейпциге под упр. Ф. Давида.
Первое исполнение оконч. ред. — 3 марта 1853 г. в Дюссельдорфе под упр. автора

Симфония ре минор, по существу, является Второй. Однако композитор, неудовлетворенный первоначальным вариантом, вернулся спустя 10 лет к этой партитуре, внес в нее значительные изменения (они касались в основном оркестрового наряда), и симфония была вскоре издана уже как Четвертая.

«Симфонической фантазией» хотел назвать Шуман эту симфонию. Впоследствии подзаголовок был уничтожен, на титульном листе окончательной редакции значилось: «Четвертая симфония. Интродукция, аллегро, романс, скерцо и финал в одной части». Одночастность симфонии довольно условна. Шуман стремился превратить ее в широко развитую поэму и затушевал границы между разделами. И все же, несмотря на закругленность и плавность переходов, симфония ясно членится на 4 самостоятельные части, а монолитность цикла достигается благодаря глубокому единству тематического материала. Так, например, тема вступления перенесена в Романс; мелодические узоры средней части- Романса неожиданно попадают в Скерцо, а начальные страницы симфонии предвосхищают многие фрагменты финала...

Первая часть — изумительный образец живой, «дышащей» музыки. Вся она словно соткана из динамических нарастаний, волн, ускорений, наплывов... Миниатюрный романс нежен и задумчив. По характеру он приближается к трогательной и наивной колыбельной песне.

Скерцо, напротив, строится на основе чеканных, рубленых, лапидарно броских фраз. Лишь в среднем разделе (трио) мерно струится прозрачный мелодический «ручеек» ... Прихотливые орнаментальные узоры вновь возникают в самом конце части и, постепенно растворяясь в тишине, оживают вскоре уже в ином облике; теперь они смутно напоминают интонации вступления. Так совершается переход к финалу. Здесь, как и в 1 части, снова звучит марш, упругий, легкий, эластичный. Незаметно выплывает на поверхность мягкая и грациозная тема — одна из наиболее ярких мелодических находок Шумана. В центральном разделе финала то и дело возникают тематические ассоциации с 1 частью. Безостановочное течение музыки неукоснительно стремится к конечному выводу. Последние такты симфонии дышат уверенностью и оптимизмом.

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Роберт Шуман   • Четвёртая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru