ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

РИХАРД ВАГНЕР

(1813 — 1883)

Он был одарен великим даром поэзии, могучего творчества, его воображение было громадно, инициатива сильна, его художественное мастерство велико.
В. Стасов

Вагнер — последний из крупнейших романтиков прошлого столетия. Влияние его на мировую культуру было огромно. Он стал «властителем дум» ряда поколений, ибо как никто другой из зарубежных композиторов послебетховенской поры сумел собрать, как в фокусе, острейшие противоречия современной эпохи. Его душа, по выражению Р. Роллана, была переполнена «всеми страстями мира, всеми веяниями земли». Правда, сюжеты вагнеровских опер не связаны с современностью, они вырастали, как правило, из родного Вагнеру немецкого фольклора. Но, говоря словами А. Луначарского, «изображал ли он любовь или бешеную ненависть, жадность и властолюбие или полет к свободе... он возвышал все это до таких обобщений, которые делали изображаемые им чувства общезначимыми». Такой высокой обобщенности образов можно достигнуть, лишь будучи выдающимся симфонистом.

Именно в операх развернулось симфоническое дарование Вагнера: оркестровые сочинения создавались им преимущественно в молодые годы и не завоевали широкой известности. Его оперы пронизаны напряженным током симфонического развития, которое стирает грани между «номерами» , охватывая единым дыханием огромные пласты музыкально-сценического действия Там, где оркестр выступает самостоятельно — в увертюрах, вступлениях, антрактах, оркестровых картинах, — рождаются редкие по образной силе инструментальные полотна, вошедшие в золотой фонд программной симфонической музыки.

Вагнер решительно обогатил выразительные возможности оркестра, открыв новую страницу его истории. Вагнеровский оркестр полон жизни, он звучит сочно и мощно, сверкая множеством красок, «Инструментовка и экспрессия у Вагнера доведены до высшей степени художественной выразительности, — писал Римский-Корсаков. — Ни с чем не сравнимый его колорит, изобилие оттенков, его удивительные нарастания и уменьшения звучности, блеск и поразительная сила его оркестра — поистине изумительны, В этом отношении можно быть с ним равным, но превзойти его нельзя» .

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ» (1841)

В 1838 г. Вагнер познакомился с новеллой Гейне, излагавшей старинную народную легенду о Моряке-скитальце, обреченном вечно носиться по морям. «Этот сюжет привел меня в восторг и неизгладимо запечатлелся в душе» ,— вспоминал композитор. Но лишь в следующем году, во время 3-недельного морского путешествия из Риги в Лондон, возник замысел оперы. Реальное и фантастическое переплетаются в нем. Страдальческий образ Голландца сродни байроновскому Манфреду, в нем нашла выражение острая романтическая тоска по идеалу. Скитальца может спасти лишь жертва самоотречения. Образ Сенты, дочери норвежского моряка Даланда, воплощает идею женской верности: девушка бросается со скалы в море, смертью своей освобождая Голландца от «пытки бессмертием».

Увертюра, насыщенная музыкальными темами оперы, передает основной смысл драмы. Она начинается суровым кличем Голландца. Взвихренные, клокочущие звучания оркестра рисуют картину разбушевавшегося моря со скользящим по волнам призрачным кораблем. В музыке нарастает трагическое отчаяние. Пауза — и в мягком пении деревянных духовых является тема Сенты — светлая, чистая, мечтательная. В центральном разделе увертюры, как островок среди разъяренного моря, звучит веселая песня норвежских матросов. В заключении господствует мелодия Сенты. Она полнится восторгом и ликованием, а под конец становится просветленной и нежной, завершая увертюру образом умиротворения и покоя.

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «ТАНГЕЙЗЕР» (1845)

Главный герой оперы «Тангейзер», написанной по мотивам средневековых легенд, — рыцарь Тангейзер, человек вечно неудовлетворенный, мятущийся в поисках идеала. Он не находит успокоения ни в чувственных наслаждениях, ни в мире высоких нравственных помыслов. Ему претит аскетическая мораль средневековья. Действие оперы разворачивается вокруг Тангейзера, в борьбе за него. Богиня любви и красоты Венера стремится удержать рыцаря в своем греховном гроте. Но Тангейзера влечет к себе чистый образ Елизаветы. На состязании миннезингеров — певцов любви, Тангейзер славит земные чувства и наслаждения. Все с возмущением отворачиваются от него. Все, кроме Елизаветы. Вместе с пилигримами отправляется он в Рим, чтобы вымолить прощение за грехи. Но папа проклинает его. Тангейзера снова манит Венера. В горе Елизавета умирает. Потрясенный ее гибелью, Тангейзер находит успокоение в смерти.

Программной симфонией назвал Лист увертюру к «Тангейзеру». И действительно, по грандиозности масштабов с ней не может сравниться ни одна оперная увертюра. Это монументальный симфонический пролог, запечатлевший в обобщенных образах содержание оперы и основанный на ее важнейших темах. Монументальность формы потребовала предельной четкости построения. Крайние части увертюры связаны с идеей сурового, непреклонного нравственного закона. Центральный раздел живописует царство Венеры, мир земных страстей и наслаждений.

Глубоко и сосредоточенно начинается увертюра. Строго звучащий хорал напоминает тембр органа. Здесь, по словам Вагнера, изображается «вечернее шествие пилигримов, поющих песню. Песня приближается, разрастается до могучих излияний» , а затем замирает вдали. «C наступлением ночи, — продолжает автор, — появляются волшебные видения: дрожит и кружится розовый туман, торжествующе-сладострастные звуки достигают нашего уха...» Эго началась центральная, быстрая часть увертюры. Ее главная тема полна томной неги, страстных, экстатических взлетов. Побочная тема — гимн Тангейзера в честь Венеры, «гордая, ликующая любовная песня» в характере блестящего марша. В конце Allegro торжество и ликование достигают какого-то неистового, буреподобного экстаза. Но вот возвращается песня пилигримов. Она звучит еще мужественнее и тверже, наливаясь «мощным одушевлением, возвышенным, пламенным восторгом» .

ВСТУПЛЕНИЕ И СМЕРТЬ ИЗОЛЬДЫ ИЗ ОПЕРЫ «ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»

Соч. 1859

С древней кельтской легендой о всепоглощающей пагубной любви Тристана и Изольды Вагнер познакомился еще в 40-х гг. Но мысль об опере на этот сюжет пришла позже, когда композитору суждено было испытать мучительную страсть к Матильде Везендонк, жене его друга и покровителя.

«Тристан и Изольда» — самое оригинальное из вагнеровских творений. Это опера-поэма, трагическая песнь неосуществленной любви, передающая, по словам автора, «глубины внутренних душевных движений». Оттого здесь лишь 2 основных героя, внешнее, сценическое действие почти отсутствует — все обращено вглубь ради выявления тончайших психологических состояний. Музыка воссоздает многообразные оттенки любовной страсти — ожидание, томление, тоску и боль, жажду смерти и ликование.

Свойственная опере напряженность чувств, или, говоря словами Р. Роллана, «гипертрофированная чувствительность» в сжатом, концентрированном виде выражена в оркестровом вступлении. Музыка течет непрерывным потоком в состоянии томительной неустойчивости, неизменно устремляясь к кульминациям, которые так и не дают разрядки. Сменяющие друг друга мотивы сливаются в одну, бесконечную мелодию. Она вздымается и опадает, купаясь в терпких, чувственных, душных гармониях. «Все напрасно! Бессильно падает сердце, чтобы раствориться в томлении» — так определил Вагнер смысл этой музыки,

Еще большей мелодической щедростью отмечен финал оперы-сцена смерти Изольды, которая в симфонических концертах исполняется (в оркестровой редакции) вслед за вступлением, составляя вместе с ним своеобразный 2-частный цикл. В основе сцены-тема большого любовного дуэта из II акта (он происходит в тенистом саду во владениях короля Марка, мужа Изольды), которую Вагнер назвал «гигантской лесной мелодией...» Музыка воспринимается как упоительный экстатический гимн любви и одновременно как потрясающая картина расставания с жизнью, сладостного погружения в небытие, несущее избавление от страданий.

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «НЮРНБЕРГСКИЕ МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ»

Соч. 1862

В 1845 г. Вагнер задумал написать «нечто в легком духе» на манер Лортцинга. Ему хотелось после «Тангейзера» , где описано состязание певцов-рыцарей, миннезингеров, показать соревнование б>оргерских певцов, мейстерзингеров (т. е. мастеров пения). Появился эскиз сюжета будущей оперы. Но к ее созданию композип>р приступил лишь в 1861 г. и только в 1867 была закончена партитура. В процессе работы первоначальный замысел углубился и усложчился. Комическая опера зазвучала как величественное произведение о жизни народа, о его мужественном и жизнелюбивом искусстве. В центре оперы — образ мудрого и талантливого певца-башмачника Ганса Закса, жившего в XVI в. Закс помогает молодому рьщарю Вальтеру — вдохновенному импровизатору — добиться победы на певческом состязании, картиной которого и заканчивается опера.

Увертюра к «Мейстерзингерам» сочинена раньше всей остальной музыки. «Однажды, в минуту тоски, — вспоминал Вагнер,— вступление встало передо мною как далекое воздушное видение. Я сейчас же записал его в том самом виде, в каком оно и сейчас находится в партитуре, где с величайшей определенностью проведены все главные мотивы драмы», Таких мотивов в увертюре 9 и принадлежат они двум образным сферам: торжественные марше-образные темы связаны с образами народной жизни и народного искусства, а гибкие порывистые мелодии живописуют мир лирических переживаний Вальтера и его возлюбленной Евы. В конце увертюры Вагнер с поразительным мастерством соединяет 3 важнейшие темы увертюры. Сливаясь в согласный торжественный хор, они достойно венчают это произведение, полное эпической мощи и величия.


Симфонические сочинения:
•  Симфония (1832);
•  Увертюры «Польша» (1835) «Правь, Британия» (1837), «Фауст» (1840 — 1855) и другие


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Иоганнес Брамс

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Рихард Вагнер   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru