Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФантастическая симфонияГарольд в ИталииФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах) |
Гектор Берлиоз«Гарольд в Италии», Cимфония в 4 частях с солирующим альтом
СОЧ. 16 (1834) В декабре 1833 г. после блистательного исполнения Фантастической симфонии «какой-то человек с длинными волосами, с пронзительным взглядом, с лицом странным и изможденным, одержимый гением» остановил выходящего из зала Берлиоза, чтобы поздравить его с успехом. Это был Паганини. Так началась история «Гарольда», ибо через несколько недель Паганини предложил Берлиозу сочинить концерт для альта. Однако, когда композитор показал Паганини только что написанную 1 часть, она не удовлетворила великого скрипача: то была чисто симфоническая, а не концертная музыка. Больше Паганини не возвращался к своему предложению, а Берлиоз между тем продолжил работу. «Я задумал написать для оркестра ряд сцен, — вспоминал композитор,— а которых альт соло звучал бы как более или менее активный персонаж, сохраняющий всюду присущий ему характер: я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайлд Гарольда Байрона, вставляя его среди поэтических воспоминаний, оставшихся у меня от скитаний в Абруццах. Отсюда и название симфонии «Гарольд в Италии» . Как и в «Фантастической» здесь есть idee fixe, лейтмотив героя, однако, кроме него имеется и лейттембр. Холодноватое, приглушенное звучание альта, оттененное блестящей инструментовкой, нигде не сливается с оркестром, и, напротив, противостоит ему. Этим композитор подчеркнул главную черту байроновского героя: его обособленность, трагическое одиночество. Разочарованный и опустошенный, герой равнодушным взглядом скользит по окружающей его жизни. Но в отличие от «Фантастической» «Гарольд» построен более традиционно, 4 части здесь следуют в обычном порядке. Новизна заключена в самом содержании, в образах этой «зримой» , живописной музыки. I часть. «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья, радости». В основе части — типичный для романтического искусства контраст между тоскующим героем и окружающей его ликующей жизнью. Фугированное начало медленного обширного Вступления выдержано в угрюмо-меланхолических тонах. Как неотступная мысль повторяется сосредоточенная тема у разных инструментов. Вступает альт с лейтмотивом Гарольда. Его мелодия светла, но поначалу внутренне бесстрастна. И все же постепенно в партии альта появляются более теплые эмоциональные тона: окружающая природа дарит душе покой и отдых. Сонатное allegro врывается ярким контрастом: стремительный темп, упругая ритмика, блестящий наряд оркестровки — все создает динамичную картину: вокруг героя кипит и сверкает пестрый, многокрасочный карнавал жизни. II часть. «Шествие пилигримов, поющих вечерние молитвы» — одна из впечатляющих страниц музыки Берлиоза. В вечерней тишине слышен звук отдаленного колокола. Доносится «пение» пилигримов: струнные интонируют трогательно-смиренную и простую как песня калабрийских крестьян мелодию религиозного гимна. Она появляется в ритме размеренного шага тихо бредущих пилигримов, неизменном на протяжении всей части. С поразительной изобретательностью варьирует Берлиоз тему гимна, находя каждый раз новые мелодические обороты, новое инструментальное воплощение. В это пение как безучастный свидетель происходящего вплетается лейтмотив Гарольда. Возвышенное настроение подчеркивает строгий хорал, Наконец, шествие удаляется. Остается лишь голос колокола, но и он стихает, растворяясь в вечернем воздухе. III часть. «Серенада горца из Абруццы его возлюбленной» — очаровательная жанровая сцена, трогающая своей наивностью и простотой. Музыка прозрачна и свежа как горный воздух. Любов'ная сцена обрамлена незатейливым танцевальным напевом, записанным Берлиозом от пифферери — итальянского волынщика. Характерный штрих: звучание альта становится все более проникновенным, словно под влиянием страстной лирической сцены оживают и чувства Гарольда. IV часть. «Оргия разбойников» трагична и наиболее масштабна. Она рисует зловещее пиршество шайки калабрийских бандитов. В ожидании смерти Гарольд предается воспоминаниям. Поочередно возникают реминисценции предшествующих частей: угрюмого вступления, «Шествия пилигримов» , «Серенады» , 1 части, но всякий раз безжалостно прерываются вспышками дикой оргии. Появляется и тема самого Гарольда, искаженная, словно, обессиленная. Вихрь вакханалии разрастается как слепая и грубая стихийная сила. Дважды проходят темы оргии, и дважды после них звучит мелодия, исполненная искренней душевной боли. Наступает кода — трагическая развязка: Гарольд принимает из рук атамана чашу с ядом и, осушив смертельный кубок, умирает, проклиная беспутный и развращенный мир. В последний раз появляется голос альта, уже скорбный и прерывающийся, и тут же тонет в водовороте исступленно-диких звучаний,
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |