ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФантастическая симфонияГарольд в ИталииФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ

(1808 — 1869)

Его гений предстает перед нами как одно из наиболее значительных явлений нашего века, и все мы, кого связывают с искусством положение, взгляды, призвание и профессия, должны выразить ему нашу признательность, полную почтительности и восхищения.
Ф. Лист

Великий французский композитор Берлиоз был одним из самых смелых новаторов в истории симфонизма. Он пришел в искусство в 20-х гг. XIX в., но свои лучшие сочинения создал в 30 — 40-х, когда главенствующее течение европейской музыки — романтизм-вступило в пору зрелости. Этому в немалой степени способствовал и сам Берлиоз. Натура чрезвычайно экспансивная, экзальтированная, он по складу мироощущения был истым романтиком. Но дело не только в психологических предпосылках. Романтика в Берлиозе воспитывала действительность, вызывая в нем бурный протест против косности, боязни нового и прогрессивного в искусстве.

В дни Июльской революции 1830 г. симпатии композитора оказались на стороне восставшего народа. Он оркестровал «Марсельезу» (указав на партитуре: «для гох, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах» ), позже создал Рекнием памяти жертв революции, «Героические сцены» , кантату «Революция в Греции» , а в 1840 г, при перенесении праха погибших в дни Июльского восстания, возглавил громадный духовой оркестр, дирижируя с помощью сабли собственной Траурно-триумфальной симфонией. В этом Берлиоз — наследник традиций Лесюэра и Бетховена.

Прав был Р. Роллан, писавший, что Берлиоз «обязан этим революциям, этим бурным демократиям, этим человеческим штормам лучшими чертами своего гения». Он стремился к творчеству, свободному от академических канонов, боролся за право художника утверждать законы в искусстве.

По складу дарования Берлиоз был не столько психологом, сколько живописцем. Типичные романтические идеи — разочарование, одиночество, извечный конфликт личности с окружающей средой — раскрывались им посредством изображения необычных, исключительных ситуаций, в которых оказывались его герои. Музыка Берлиоза ведет слушателя от одной живописной сцены к другой, она картинна, изобразительна, способна «рисовать» пейзажи, жанровые эпизоды, сцены празднеств, баталий, фантастических оргий и т, п.

Создавая свои произведения, Берлиоз обычно опирался на какой-либо конкретный сюжет, взятый из литературы или созданным им самим. Иными словами, его творчество программно. Берлиоз первым доказал, что инструментальная музыка в союзе со словом (программой) обладает неисчерпаемыми возможностями для изображения реальных событий, развития сюжета, характеров. Более того, она «способна воздействовать на воображение таким образом, — утверждал композитор, — что может вызвать ощущение, совершенно аналогичное тем, какие вызывает искусство живописи».

Основное средство изображения у Берлиоза — оркестр, в котором композитор открывает новые поразительные возможности «Могучий и всегда новый» (Глинка), он, подобно живописи Делякруа, сверкает яркими красками, может быть пышным, грандиозным, легким, воздушным, виртуозным, певучим, неистовым, нежным, драматичным, суровым, насмешливо-ироничным, трагически-величественным и героичным, и при этом всегда ярко изобразителен, образно-пластичен. Но какими бы гранями ни сверкало искусство Берлиоза, оно в основе своей лирично, раскрывает мир сквозь призму романтически настроенной личности. Вот почему таким удивительно точным оказался афоризм Гейне, который сказал о Берлиозе: «Это огромный соловей, соловей размером с орла» .


Фантастическая симфония  
Фантастическая симфония — первое значительное сочинение Берлиоза, своего рода его музыкальный манифест. В этой симфонии композитор решительно порывает с традициями венского классицизма, выработанными им канонами построения симфонии. Отныне ее форма и развитие подчиняются только бурной, экзальтированной фантазии творца и принятой им программе, сколь бы необычной она ни была. Программа «Фантастической» написана самим Берлиозом и напоминает новеллу, «рассказанную» композитором в романтически-приподнятых тонах с изрядной долей фантастики и гротеска.

Гарольд в Италии  
В декабре 1833 г. после блистательного исполнения Фантастической симфонии «какой-то человек с длинными волосами, с пронзительным взглядом, с лицом странным и изможденным, одержимый гением» остановил выходящего из зала Берлиоза, чтобы поздравить его с успехом. Это был Паганини. Так началась история «Гарольда» , ибо через несколько недель Паганини предложил Берлиозу сочинить концерт для альта. Однако, когда композитор показал Паганини только что написанную первую часть, она не удовлетворила великого скрипача: то была чисто симфоническая, а не концертная музыка.


Симфонические сочинения:
•  Фантастическая симфония (1830),
•  Симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834),
•  Реквием для хора, симф. орк. и 4 медных духовых орк. (1837),
•  Траурно-триумфальная симфония (1840);
•  Увертюры «Тайные судьи», «Веверлей» (ок. 1827), «Король Лир» (1830), «Роб Рой» (1832), «Корсар» и «Римский карнавал» (1844).


М.Г. Арановский
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Гектор Берлиоз   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru