ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше)

КАРЛ-МАРИЯ ВЕБЕР

(1786 — 1826)

Есть в искусстве имена, одаренные какою-то магическою силой. Даже упоминание их навевает на душу прелесть поэзии. Один из таких счастливцев в избранном ряду художников, конечно, — Карл-Мария Вебер.
А. Серов

Судьба оркестрового наследия Вебера необычна. Мировую славу мастера симфонической музыки композитору принесли не симфонии и инструментальные концерты. Вебер-симфонист вошел в историю музыкального искусства как автор блестящих оперных увертюр («Волшебный стрелок» , «Оберон» , «Эврианта» и др.), а также знаменитого «Приглашения к танцу» — известной фортепианной пьесы, на основе которой уже после смерти композитора были созданы различные оркестровые редакции. Любопытно, что все эти сочинения вовсе не предназначались Вебером для исполнения в симфонических концертах; но благодаря блеску и размаху изложения, масштабности и силе эмоционального воздействия они смело могут соперничать с лучшими образцами программного симфонизма.

Создатель немецкой национальной оперы, художник, впервые связавший сценическое действие с новыми литературно-поэтическими образами, Вебер умело использовал в своем творчестве и достижения родного фольклора, и традиции бытовой инструментальной музыки. Обладая исключительно чутким тембровым слухом, Вебер проявил неистощимую изобретательность в использовании оркестровых средств. Неожиданные красочные сочетания, обогащение технических приемов игры, самостоятельные развернутые соло или колоритные реплики духовых — все это сделало веберовские партитуры поворотным пунктом в искусстве инструментовки. Но самое привлекательное, а, возможно, и самое ценное в музыке Вебера — ее романтический пафос. Отсюда и непосредственность в выражении чувств, и «мятежный дух» , и мечтательность, и пламенные порывы... Так сквозь призму яркой художественной индивидуальности проступают и основные черты эпохи-эпохи могучего национального подъема и стихийной освободительной борьбы, эпохи зарождения романтических идей.

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ СТРЕЛОК»

СОЧ. 77 (1821)
Премьера оперы — 18 июня 1821 г. в Берлине

«Волшебный стрелок» Вебера — величайшее достижение немецкого музыкального театра. Обратившись к поэтическим образам чешских и немецких сказок, композитор создал первую подлинно национальную романтическую оперу. «Для немцев — тут на каждом шагу свое, родное, и на сцене, и в музыке, столько же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринского» ,— писал о «Волшебном стрелке» А. Серов.

Сюжет оперы (основанный на легенде об охотнике, продавшем душу дьяволу) и вся атмосфера, в которой протекает ее действие, «омузыкалены» с необычайной правдивостью, яркостью и оригинальностью. Вместе с тем музыкальный язык оперы (отмеченный близостью к фольклору) и ее фактура — предельно просты, даже несмотря на смелое использование необычных для того времени гармонических приемов и тембровых сочетаний...

Гениальная увертюра к «Волшебному стрелку» — едва ли не первая среди оперных увертюр, представляющих собой концентрированное изложение всей концепции оперы. Вебер специально ставил перед собой такую задачу. Поэтому строение увертюры не только отражает «схему» идеи — борьбу мрака и света, добра и зла, — но и раскрывает самую суть этой борьбы через конкретные образно-музыкальные «ситуации» : каждая из тем связана либо с характеристикой определенного действующего лица, либо с узловым моментом сценического действия.

Открывает увертюру задумчиво-настороженное вступление. Основная его часть — идиллически-пасторальный наигрыш (4 валторны) — воссоздает образ лесной природы.. В прозрачную тишину этого эпизода неожиданно вклинивается тревожно-зловещий мотив (в опере он сопровождает появление «черного охотника» Самьеля). Так уже во вступлении намечаются зерна будущего конфликта...

Быстрый раздел увертюры (Allegro) начинается с динамически напряженной, напористой и волевой темы (характеристика адских сил). Ей противопоставлены трепетные интонации, связанные с образом молодого охотника Макса, и изумительная по своей красоте, нежная и взволнованная тема невесты Макса, Агаты, — один из шедевров романтической мелодики. В разработке преобладают образы мрачной фантастики (в опере это музыка сцены в Волчьей долине). И лишь в коде увертюры наступает «неожиданная развязка» — ликующе-«апофеозно» звучит тема Агаты, олицетворяющая собой торжество разума, света и любви.

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «ОБЕРОН»

Соч. 1826
Премьера оперы — 12 апреля 1826 г. в Лондоне

В опере «Оберон», законченной Вебером за несколько месяцев до смерти, воплощен светлый мир сказочной фантастики, мир эльфов, русалок, волшебных духов. Партитура дышит свежестью, светится мягкими акварельными красками, изобилует радужными переливами. Вместе с тем, музыка не лишена и чисто «земных» черт — танцевальной упругости, бодрости и живительного огня, размашистости и силы.

Такова и увертюра к «Оберону» . Лишь начало ее медлительно и прозрачно: задумчивый говор валторны сменяется таинственным шопотом струнных; слышится веселое воркование флейт и кларнетов. Неожиданный залп взрывает оркестровую ткань. Все тотчас приходит в движение. Атмосфера праздничной приподнятости царствует теперь безраздельно. Только один эпизод приносит временное успокоение — мечтательная кантилена солирующего кларнета. И вновь воцаряется задорный танец, подхлестываемый звонкими акцентами и закутанный в плотный, но удивительно компактный и светлый оркестровый наряд.

«ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦУ»

СОЧ. 65 (1819)

Фортепианная пьеса Вебера «Приглашение к танцу» имеет характерный авторский подзаголовок — «Блестящее рондо». Это темпераментная вальсовая сюита с четким чередованием эпизодов,— грациозных, помпезных, кокетливых, бравурных. Интересно, что собственно танцевальная картина обрамляется выразительными и лаконичными построениями; спокойные авторские «ремарки» носят импровизированный характер и ярко оттеняют основную часть сочинения — блистательный букет разнохарактерных хореографических сцен.

Выдающиеся художественные достоинства фортепианной пьесы Вебера, а также ее потенциальный «симфонический заряд» вызвали к жизни оркестровые транскрипции «Приглашения». Лучшие из них принадлежат французскому композитору Г. Берлиозу и немецкому дирижеру Ф. Вейнгартнеру. (Рукопись оркестрового переложения веберовской пьесы, сделанного Глинкой и заслужившего похвальные отзывы его современников, до сих пор не обнаружена.)

Если в оркестровке Берлиоза соблюдены классические тембровые пропорции и полностью сохранен точный авторский текст, то Вейнгартнер придает партитуре «Приглашения» большую живость и блеск, а в заключительной части усиливает элемент симфонизации, совмещая воедино две основные темы пьесы.


Симфонические сочинения:
•  2 симфонии (1806 — 07; 1807),
•  Увертюра «Властелин духов» (1811),
•  2 концерта для фортепиано с оркестром (1810, 1812),
•  Концертштюк для фортепиано с оркестром (1821);
•  Концерты для кларнета, фагота, валторны;
•  Музыка к пьесе Шиллера «Турандот» (1809),
•  Музыка к драме Вольфа «Прециоза» (1820)
• 


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Феликс Мендельсон

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Карл-Мария Вебер   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru