ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

Европейская классическая музыка

Йозеф Гайдн  
Семнадцатый век — век просвещения и разума, стал переломным этапом не только в истории многих стран и народов, но и в истории музыкального искусства. Именно в эту эпоху родился новый жанр инструментальной музыки — симфония. Взращенная в композиторских лабораториях многих национальных школ, она получила классически законченное воплощение в творчестве выдающегося австрийского композитора Гайдна, Недаром за ним прочно закрепился почетный титул «отца симфонии».

Вольфганг Амадей Моцарт  
Музыку Моцарта часто сравнивают с солнечным светом, с молодостью и весной. Выдающиеся музыканты, поэты, философы — а среди них были Бетховен, Глинка, Пушкин, Чайковский, Роллан — отзывались о творчестве Моцарта как о явлении уникальном. Моцарт создал эпоху в истории музыкального искусства. Мало кто из композиторов мыслил звуками с такой ясностью, простотой и обаянием. Редко кому из художников удавалось достичь в своих творениях подобного сочетания доступности, «общительности» с жизненной правдивостью и глубиной.

Людвиг ван Бетховен  
Еще в молодости Бетховен оказался в центре передовых идей, и если немецкая философия воспитала в нем мыслителя, то французская революция — пламенного республиканца. Он говорил: «Свобода и прогресс являются целью искусства, как и мироздания». Страстный поборник Свободы, Равенства и Братства, Бетховен выдвинул новую концепцию художника — духовного вождя человечества, просветителя, преобразующего сознание людей.

Франц Шуберт  
Давно отбушевали революционные бури, отгремели наполеоновские пушки. В Европе царила реакция, душившая все смелое и передовое. Новое поколение уже не верило в возможность переустройства мира. Борьба казалась бессмысленной. В этой тяжелой обстановке и родился романтизм — искусство разочарований, неудовлетворенности, сомнений. Оно отвратило свои взоры от гражданских, «всечеловеческих» проблем и занялось анализом сложной душевной жизни индивидуума.

Карл-Мария Вебер  
Судьба оркестрового наследия Вебера необычна. Мировую славу мастера симфонической музыки композитору принесли не симфонии и инструментальные концерты. Вебер-симфонист вошел в историю музыкального искусства как автор блестящих оперных увертюр («Волшебный стрелок» , «Оберон» , «Эврианта» и др.), а также знаменитого «Приглашения к танцу» — известной фортепианной пьесы, на основе которой уже после смерти композитора были созданы различные оркестровые редакции.

Феликс Мендельсон  
Моцарт девятнадцатого столетия» — так назвал Феликса Мендельсона-Бартольди ero соотечественник, великий немецкий композитор Шуман. Для такого сравнения есть веские основания: и необыкновенно ранний расцвет таланта, и редкий мелодический дар и, главное, характер творчества — светлый, гармонически ясный. В этом смысле Мендельсон — классик среди романтиков. Всю жизнь он преклонялся перед искусством Генделя и Баха, Моцарта и Бетховена, черпая в нем идеалы человечности, высокой содержательности, художественной красоты.

Роберт Шуман  
В начале 30-х гг. XIX в. в немецкой романтической музыке появилась новая фигура — Роберт Шуман. Молодой композитор сразу озадачил своих современников непривычной шероховатостью почерка, «всклокоченным» ритмом пылких фортепианных миниатюр, С каждым новым опусом талант Шумана раскрывался все полнее, и вскоре стали ясно вырисовываться рельефные контуры его неповторимого художественного облика. В своих сочинениях он был бунтарем и в то же время поэтом, блистательным рассказчиком и тонким психологом.

Фредерик Шопен  
Любителям музыки близко и дорого имя Шопена — вдохновенного поэта фортепиано, одного из самых проникновенных лириков ХIХ в. Баллады, ноктюрны, мазурки, полонезы, скерцо, сонаты Шопена знакомы каждому с детства, входят в репертуар пианистов всех стран. Обаяние его музыки чрезвычайно велико. Она покоряет искренностью, эмоциональным богатством, очаровывает мелодической красотой, восхищает изяществом. С поразительно тонким проникновением в психику передает Шопен, казалось бы, едва уловимые, подчас с трудом переводимые на язык слов нюансы душевных движений. Свободно льющиеся мелодии, ажурные фигурации, жемчужные пассажи, мягкие гармонии — все пронизано лиризмом, согрето теплом человеческого сердца.

Гектор Берлиоз  
Великий французский композитор Берлиоз был одним из самых смелых новаторов в истории симфонизма. Он пришел в искусство в 20-х гг. XIX в., но свои лучшие сочинения создал в 30 — 40-х, когда главенствующее течение европейской музыки — романтизм-вступило в пору зрелости. Этому в немалой степени способствовал и сам Берлиоз. Натура чрезвычайно экспансивная, экзальтированная, он по складу мироощущения был истым романтиком.

Ференц Лист  
Лист — одна из выдающихся и наиболее влиятельных фигур в истории европейской музыки XIX в, Гениальный виртуоз, заложивший основы современного пианизма, крупнейший композитор, дирижер, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель, посвятил себя утверждению идеалов романтизма. Большая жизнь Листа охватила все центральные события прошлого века. Его артистический путь начался еще при Бетховене (великий симфонист слышал игру юного Листа и восторгался ею), а последние годы совпали с эпохой новых веяний, когда уже занималась заря музыкального импрессионизма.

Рихард Вагнер  
Вагнер — последний из крупнейших романтиков прошлого столетия. Влияние его на мировую культуру было огромно. Он стал «властителем дум» ряда поколений, ибо как никто другой из зарубежных композиторов послебетховенской поры сумел собрать, как в фокусе, острейшие противоречия современной эпохи. Его душа, по выражению Р. Роллана, была переполнена «всеми страстями мира, всеми веяниями земли» . Правда, сюжеты вагнеровских опер не связаны с современностью, они вырастали, как правило, из родного Вагнеру немецкого фольклора.

Иоганнес Брамс  
Пылкая любовь к родине сочеталась у Брамса с чувством преклонения перед богатствами национальной немецкой культуры, Стойкая верность ее лучшим традициям определила творческий облик Брамса. Он жил в сложную эпоху. После поражения революции 1848-1849 гг, в Германии сгустилась реакция Острые противоречия обнаружились в художественной жизни. Бурное развитие романтизма сопровождалось решительным пересмотром музыкальной эстетики.

Сезар Франк  
Стиль Франка — возвышенный и строгий, для него характерны патетика, романтически неустойчивые состояния. Восторженные порывы соседствуют с самоуглублением, волевые эмоции сменяются чувствами жалобы, мольбы. Франка глубоко волнует тема морального совершенствования человека, его музыка дышит высоким эпическим пафосом, она в высшей степени гуманна.

Жорж Бизе  
Стиль Бизе — сочетание пси хологической глубины и классической ясности, искренности чувства с чисто французским изяществом и дисциплиной мысли, богатства содержания и умной экономии средств, гармонической красочности и тонкого мелодического рисунка.

Бедржих Сметана  
Сметана — первый классик чешской музыки. Выдающийся композитор, пианист, дирижер и музыкально-общественный деятель, он посвятил весь свой многообразный талант воспеванию народных идеалов. Музыка Сметаны вдохновлена идеей борьбы за свободу и независимость закрепощенной родины. Оттого в ней столько внутренней силы и оптимизма. Сметана одинаково велик в эпосе, героике и в сочном крестьянском юморе. Высшие его достижения связаны с оперой и программным симфонизмом.

Антонин Дворжак  
Дворжак — автор огромного количества разнообразных произведений: опер, симфоний, оркестровых, хоровых, камерных инструментальных и вокальных пьес. И все его сочинения полны свежести, искренности, мелодического богатства, в них воплотилась стихия чешской народной музыки, народных песен, танцев. Музыка Дворжака рисует чудесные картины родной природы, замечательные образы героического прошлого Чехии, раскрывает душевное богатство народа, сохранившего свою самобытную культуру, показывает его стойкий оптимизм, его здоровый мир.

Эдвард Григ  
Произведения Грига принадлежат, пожалуй, к числу наиболее популярных среди широких кругов любителей музыки. Причина этого — в лирическом обаянии музыки замечательного норвежского композитора, «общительности» его интонационного языка и вместе с тем — в глубоком своеобразии его мелодики, особенностей гармонии, почерпнутых в музыкальном фольклоре Норвегии.

Густав Малер  
Симфонии Малера — картина современного ему общества. Композитор сказал однажды, что для него написать симфонию означает всеми средствами музыкальной техники построить мир. В его симфонических циклах — и острейшие, напряженнейшие драматические коллизии, и экстатические взлеты, и трагедийный пафос, и светлая, возвышенная лирика, и наивно-идиллические образы, и горькая ирония.

Антон Брукнер  
Брукнер — выдающийся композитор-симфонист — одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в австрийской и немецкой культуре конца XIX в. Творческий путь композитора начался очень поздно. Первое произведение — Мессу ре минор — он написал в 40-летнем возрасте, а известность пришла к нему только в 80х гг.

Клод Дебюсси  
В наши дни искусство Дебюсси по праву может именоваться классикой XIX-ХХ в. Между тем, еще недавно в музыке композитора замечали и подчеркивали лишь одну сторону: хрупкость, эфемерность, рафинированность, ажурный колорит. Вступив на самостоятельный творческий путь в трудную пору политического и музыкального безвременья, — Дебюсси явился родоначальником (скорее даже единственным крупным представителем) импрессионизма в музыке. Однако художественно-эстетический облик композитора был значительно шире и многограннее. Об этом говорит хотя бы диапазон его интересов.

Рихард Штраусс  
Штраус — виднейший представитель немецкой музыкальной культуры конца ХIХ — середины ХХ в. Выдающийся композитор, талантливый дирижер, человек незаурядной эрудиции и тонкого критического ума, он оказал сильное влияние на музыкальное искусство и исполнительскую культуру современной ему эпохи. Длительный творческий путь композитора, начавшийся еще при жизни Вагнера, завершился уже после второй мировой войны.



      • Главная   • Европейская классическая музыка   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru