ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусПервая симфонияВторая симфонияКонцерт для скрипки с оркестромМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

Ян Сибелиус

КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МИНОР

СОЧ. 47 (1903)
I. Allegro moderato.
II. Adagio di moito.
III. Allegro ma non tanto
Первое исполнение — 8 февраля 1904 г, в Хельсинки
под упр. автора, солист В. Новачек

Если в творчестве многих композиторов обращение к инструментальному концерту знаменует собой большую (по сравнению с симфониями) камерность изложения и некоторую «облегченность» идейно-смыслового содержания, то в наследии Сибелиуса единственный инструментальный концерт стал, по образному выражению Л. Стоковского, «одной из лучших его симфоний». Сольная партия в концерте таит в себе не только огромные технические трудности, но и требует масштабности исполнения, блестящего владения всеми динамическими и колористическими возможностями инструмента.

Единая в своем последовательно динамическом движении I часть построена как соревнование солиста-сказителя и оркестра. Импровизационно-свободные, но в то же время' насквозь пропитанные соком свежих, «земных» размышлений каденции скрипки чередуются с насыщенными, но по-северному сдержанными оркестровыми эпизодами. «Действие» развивается интенсивно и стремительно. Здесь и неуемная страсть, и сдержанная лирика, и горделивая размашистость, и тонкие, акварельные зарисовки.

Разительным контрастом звучит музыка II части. Это спокойное, сосредоточенное размышление, вдохновенная элегическая песнь, абсолютно лишенная каких-либо элементов чувственности, сентиментальности, романтической преувеличенности.

Живой, темпераментный, четко вырисованный Финал снова вносит контраст, Деятельный, синкопированный ритм, собранность и целеустремленность движения, — все это ассоциируется с картиной необузданного народного пляса. Мудрая, «земная» простота, живость и размах изложения ставят скрипичный концерт Сибелиуса в число наиболее действенных и глубоких произведений инструментального жанра.


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Ян Сибелиус   • Концерт для скрипки с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru