ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусПервая симфонияВторая симфонияКонцерт для скрипки с оркестромМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

Ян Сибелиус

ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ, МИ МИНОР

СОЧ. 39 (1899)
I. Andante ma non troppo. Allegro energIco.
II. Andante.
III. Allegro.
IV. Quasi una fantasia. Andante. Allegro molto
Первое исполнение — 26 апреля 1899 г. в Хельсинки под упр. автора

Из всех симфоний Сибелиуса Первая — едва ли не лучшая. Ее часто рассматривают как предтечу Второй, где талант композитора раскрылся с особой силой. Однако уже в Первой симфонии Сибелиус предстает как исключительно цельная и самобытная творческая индивидуальность. Правда, здесь нет еще той суровой сдержанности и многозначительной самоуглубленности, которыми наполнены более поздние творения композитора. Зато в этой музыке больше непосредственности, в ней ярче контрасты, богаче представлена лирическая сторона натуры Сибелиуса. Первую симфонию можно даже назвать «лирико-патетической» . Вместе с тем сибелиусовская патетика равно далека и от мужественной патетики Бетховена и от трагедийной патетики Чайковского. Светлый, романтический пафос и скорбные траурные раздумья — таковы основные стороны «патетических излияний» в Первой симфонии.

Программы симфония не имеет, но ее «сюжет» легко «вычитывается» из музыкального развития. В основе образного «подтекста» каждой части (исключением может служить лишь скерцо) — борьба за утверждение высоких этических идеалов. И несмотря на то, что Сибелиус не приходит к жизнеутверждающему, оптимистическому выводу, музыка полна благородства и духовной красоты. Она пленяет неповторимым обаянием национального колорита, импровизационной свободой развития и щедрым мелодическим богатством.

I часть, открывающаяся скорбным вступлением (солирующий кларнет на фоне гулкого раската литавр), трепетна и взволнованна. Порой на поверхность вырываются героические темы, порой лирические; однако преобладающим остается настроение беспокойства и тревоги.

II часть напоминает скорбное траурное шествие. Правда, средний ее раздел уводит от печальных образов то к героико-драматическим эпизодам, то к идиллически-пасторальным... Но в конце части вновь трагически звучат печальные, стонущие интонации.

III часть — скерцо — живое, танцевальное, ритмически упругое. Музыка Финала снова полна напряженности. Вся она — непрерывный поток резких контрастов. Основная тема — широкая, певучая — постепенно развертывается в торжественный гимн, который завершается, однако, неожиданным динамическим спадом. Конфликт так и остался неразрешенным...


Следующая страница: Вторая симфония

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Ян Сибелиус   • Первая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru