ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусПервая симфонияВторая симфонияКонцерт для скрипки с оркестромМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Ян Сибелиус

ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ, МИ МИНОР

СОЧ. 39 (1899)
I. Andante ma non troppo. Allegro energIco.
II. Andante.
III. Allegro.
IV. Quasi una fantasia. Andante. Allegro molto
Первое исполнение — 26 апреля 1899 г. в Хельсинки под упр. автора

Из всех симфоний Сибелиуса Первая — едва ли не лучшая. Ее часто рассматривают как предтечу Второй, где талант композитора раскрылся с особой силой. Однако уже в Первой симфонии Сибелиус предстает как исключительно цельная и самобытная творческая индивидуальность. Правда, здесь нет еще той суровой сдержанности и многозначительной самоуглубленности, которыми наполнены более поздние творения композитора. Зато в этой музыке больше непосредственности, в ней ярче контрасты, богаче представлена лирическая сторона натуры Сибелиуса. Первую симфонию можно даже назвать «лирико-патетической» . Вместе с тем сибелиусовская патетика равно далека и от мужественной патетики Бетховена и от трагедийной патетики Чайковского. Светлый, романтический пафос и скорбные траурные раздумья — таковы основные стороны «патетических излияний» в Первой симфонии.

Программы симфония не имеет, но ее «сюжет» легко «вычитывается» из музыкального развития. В основе образного «подтекста» каждой части (исключением может служить лишь скерцо) — борьба за утверждение высоких этических идеалов. И несмотря на то, что Сибелиус не приходит к жизнеутверждающему, оптимистическому выводу, музыка полна благородства и духовной красоты. Она пленяет неповторимым обаянием национального колорита, импровизационной свободой развития и щедрым мелодическим богатством.

I часть, открывающаяся скорбным вступлением (солирующий кларнет на фоне гулкого раската литавр), трепетна и взволнованна. Порой на поверхность вырываются героические темы, порой лирические; однако преобладающим остается настроение беспокойства и тревоги.

II часть напоминает скорбное траурное шествие. Правда, средний ее раздел уводит от печальных образов то к героико-драматическим эпизодам, то к идиллически-пасторальным... Но в конце части вновь трагически звучат печальные, стонущие интонации.

III часть — скерцо — живое, танцевальное, ритмически упругое. Музыка Финала снова полна напряженности. Вся она — непрерывный поток резких контрастов. Основная тема — широкая, певучая — постепенно развертывается в торжественный гимн, который завершается, однако, неожиданным динамическим спадом. Конфликт так и остался неразрешенным...


Следующая страница: Вторая симфония

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Ян Сибелиус   • Первая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru