Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитСимфония «Художник Матис»Бенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ(1896 — 1968)Творчество Хиндемита — ярчайшее явление немецкой музыкальной культуры 1-й половины ХХ столетия. Однако путь композитора не был прямым и последовательным, Но если в ранних его сочинениях проявились нигилистические тенденции, и Хиндемит сознательно шел на «подрыв» традиций, то с годами композитор все более тяготел к проблемам высоко этическим, гуманным, общезначимым. И музыка его становилась все более глубокой, интеллектуально насыщенной, благородной. Человек, его духовный мир, его мысли, большие философские темы (моральные, этические, социальные, исторические, религиозные) — вот что волновало Хиндемита. Эти темы он стремился воплотить в своем творчестве. Музыка Хиндемита равно далека и от нервно-напряженного стиля оркестровых полотен Шостаковича и Онеггера, и от яркого театрально-действенного симфонизма Прокофьева, и от причудливых, то сказочно-гротескных, то аскетически строгих образов Стравинского. Ей свойствен трезвый, иногда чисто деловой, публицистический подход к сложным, жизненно актуальным проблемам. В ней сильнее всего выражено энергичное, волевое начало. Лирические страницы занимают в музыке Хиндемита скромное место; они отмечены сдержанностью высказывания, внутренней собранностыо и сосредоточенностью. Более всего композитор чуждается расплывчатых, «изнеженных» эмоций, сентиментализма и ложной патетики. Не случайно Хиндемит использует в своих произведениях специфические средства выразительности. Это — напряженная мелодика, рельефный ритм, «сухие» гармонии, «стальной» оркестровый колорит, в котором преобладают густые органные звучности. Не случайна и стойкая привязанность Хиндемита к музыке добаховских времен с ее многослойной гибкой фактурой и самостоятельностью отдельных мелодических голосов. Именно в обращении к старым полифоническим формам Хиндемит видел «спасительный выход», прочную основу для передачи в звуковых образах глубоких философских тем и сюжетов. Отсюда — элемент конструктивного расчета, строгости, точной выверенности всех деталей, Но композитор насыщает старые формы новым злободневным содержанием, Поэтому для его музыки характерны и сложные противоречивые настроения, и резкая смена эпизодов, и чисто экспрессионистские тенденции. Художник, всю свою жизнь боровшийся за широкое распространение серьезной музыки, за прочное внедрение в быт массового музицирования, за содержательность, идейность искусства и его высокие этические принципы,— таким вошел Хиндемит в историю современной музыкальной культуры. Симфония «Художник Матис» «СИМФОНИЧЕСКИЕ МЕТАМОРФОЗЫ ТЕМ ВЕБЕРА» (1943)
I. Allegro. «Симфонические метаморфозы» — сочинение во многом уникальное. Взяв за основу малоизвестные темы из произведений Вебера, Хиндемит придал им новую, современную окраску. Естественно, что образно-эмоциональный подтекст всех тем стал шире, многозначительнее. «Метаморфозы» — поучительный пример для всех композиторов. Здесь Хиндемит мастерски доказывает, что основную роль в сочинении может играть не столько музыкально-тематический материал, сколько способы его изложения, развития и видоизменения. Правда, «Метаморфозы» — не просто остроумная трансформация веберовских тем, Созданное в период вынужденной эмиграции, в разгар Второй мировой войны, это сочинение, по мнению многих критиков, воспевает былое Германии и выражает светлую надежду на ее будущее. По своему строению «Метаморфозы» напоминают сюиту. Четыре части — танцевальная, скерцозная, песенная и маршевая — объединены по принципу контраста. Огромное значение придано здесь тембровому колориту; оркестровыми красками Хиндемит пользуется смело, тонко, изобретательно. I часть — темпераментный и задорный танец. Ее первооснова-фортепианная пьеса Вебера «Alla zir)gara» (в цыганском стиле). Хиндемит «усугубляет» энергичный характер темы, одевая ее в праздничный, сверкающий оркестровый наряд. Во II части Хиндемит использует «китайскую» тему скерцо из музыки Вебера к драме «Турандот», Вся пьеса построена на одной мелодической попевке. Композитор добивается максимального эффекта, расцвечивая эту коротенькую фразу причудливыми оркестровыми красками. Особое значение приобретают здесь тембры духовых и ударных инструментов. III часть — простодушная песенка, нежная и выразительная. Финал — помпезный марш, ораторски приподнятый и бравурный. [В двух последних частях Хиндемит использует темы из фортепианных пьес Вебера в 4 руки.]
Симфонические сочинения: В.С. Фомин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |