ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусПервая симфонияВторая симфонияКонцерт для скрипки с оркестромМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

ЯН СИБЕЛИУС

(1865 — 1967)

И запел тогда он песню
Всколыхнулися озера,
Горы медные дрожали,
Камни твердые трещали,
Со скалы скала валилась,
Раздроблялися утесы...
«Калевала»

В лице Сибелиуса финский народ впервые в своей истории выдвинул композитора мирового значения. Музыка Сибелиуса-ясная и могучая, суровая и терпкая — явилась откровением не только для искусства «страны тысячи озер». Сохранив прочную связь с творчеством виднейших мастеров конца XIX в. (Чайковский, Римский-Корсаков, Брамс, Григ, Вагнер), Сибелиус сумел создать своеобразный стиль письма, основанный на многостороннем претворении интонаций и ритмов финского музыкального фольклора. Величественная природа Финляндии, замечательные образы народных песен и сказаний нашли в творчестве композитора пластически совершенное и художественно убедительное воплощение.

По характеру и складу дарования Сибелиус был подлинным музыкальным драматургом. Он, подобно Брамсу и Брукнеру, блестяще владел искусством «конструирования» крупных многочастных форм. Каждое симфоническое произведение Сибелиуса предстает перед слушателем как поразительно цельная и логически развивающаяся музыкальная картина. Стройность композиции, монолитная спаянность всех разделов формы, удивительная естественность развития, иными словами, способность к художественно оправданному, монументальному синтезу, — одна из сильнейших сторон творческой натуры Сибелиуса.

Основное место в наследии композитора принадлежит симфоническим произведениям,— одночастным и циклическим, К первым относятся симфонические поэмы, многие из которых основаны на сюжетах финского народного эпоса — «Калевала». Таковы «Четыре легенды о Лемминкяйнене» (в их числе «Туонельский лебедь»), фантазия «Дочь Похъёлы»; к ним примыкают увертюра «Карелия», симфонические поэмы «Сага», «Финляндия», «Ночная скачка и восход солнца», «Бард».

Но сердцевину симфонического наследия Сибелиуса составляют 7 симфоний. Уже в Первой композитор поразил музыкальный мир зрелостью и своеобразием языка — сразу повеяло живительным дыханием северной природы. Появившаяся вскоре Вторая симфония выдвинула молодого Сибелиуса в число выдающихся европейских мастеров... Эти два произведения образуют как бы грандиозный пролог в монументальном цикле симфоний; последующие 5 развивают и дополняют его. Здесь не перестаешь восхищаться щедрым великолепием фантазии, разнообразием решений при едином и цельном, глубоко национальном характере образов. По-весеннему свежа и прозрачна музыка Третьей симфонии, а Четвертую, напротив, называют «замкнутой» , хмурой, таинственно сосредоточенной; в Пятой поражают стихийная мощь, суровая простота и эпический размах, в то же время Шестая отличается, по словам самого композитора, «диким и страстным характером» ; наконец, 1-частная Седьмая симфония — венец творчества Сибелиуса, — вошла в историю мировой музыкальной культуры как величественная и вдохновенная поэма жизни природы, ее вечного обновления.

Сибелиус не принадлежал к числу композиторов, решительно порывающих с традициями и выдвигавших новые принципы взамен «непригодных» старых. Корни его новаторства — в глубоком и смелом освоении приемов и черт финской народной музыки, в глубоком знании жизни родного народа и тонком умении проникнуть в самые сокровенные ее помыслы и стремления.


Первая симфония  
Из всех симфоний Сибелиуса Первая — едва ли не лучшая. Ее часто рассматривают как предтечу Второй, где талант композитора раскрылся с особой силой. Однако уже в Первой симфонии Сибелиус предстает как исключительно цельная и самобытная творческая индивидуальность.

Вторая симфония  
Симфония не содержит сюжетной программы. Более того, Сибелиус активно восставал против словесной расшифровки содержания симфонии. И тем не менее, направленность развития, общий эмоциональный тонус произведения, совокупность использованных приемов и средств позволяют оценить идейный замысел симфонии с достаточной определенностью и однозначностью.

Концерт для скрипки с оркестром  
Если в творчестве многих композиторов обращение к инструментальному концерту знаменует собой большую (по сравнению с симфониями) камерность изложения и некоторую «облегченность» идейно-смыслового содержания, то в наследии Сибелиуса единственный инструментальный концерт стал одной из лучших его симфоний.


Симфонические сочинения:
•  7 симфоний (1899, 1902, 1907, 1911, 1915, 1923, 1924);
•  Концерт для скрипки (1903),
•  Четыре легенды о Лемминкяйнене (1893 — 95);
•  Симфонические поэмы «Сага» (1892), «Финляндия» (1899), «Ночная скачка и восход солнца» (1907);
•  «Бард» (1913), «Океаниды» (1914), «Тапиола» (1926);
•  Сюита «Карелия» (1893), фантазия «Дочь Похъёлы» (1906);
•  Музыка к драм. спектаклям «Король Христиан П» А. Пауля, (1898), «Смерть» А. Ярнфельта (в т. ч. «Грустный вальс» ), (1903), «Пеллеас и Мелизанда» М. Метерлинка (1905), «Буря» В. Шекспира (1925).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Ян Сибелиус   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru