Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусПервая симфонияВторая симфонияКонцерт для скрипки с оркестромМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц) |
ЯН СИБЕЛИУС(1865 — 1967)
И запел тогда он песню В лице Сибелиуса финский народ впервые в своей истории выдвинул композитора мирового значения. Музыка Сибелиуса-ясная и могучая, суровая и терпкая — явилась откровением не только для искусства «страны тысячи озер». Сохранив прочную связь с творчеством виднейших мастеров конца XIX в. (Чайковский, Римский-Корсаков, Брамс, Григ, Вагнер), Сибелиус сумел создать своеобразный стиль письма, основанный на многостороннем претворении интонаций и ритмов финского музыкального фольклора. Величественная природа Финляндии, замечательные образы народных песен и сказаний нашли в творчестве композитора пластически совершенное и художественно убедительное воплощение. По характеру и складу дарования Сибелиус был подлинным музыкальным драматургом. Он, подобно Брамсу и Брукнеру, блестяще владел искусством «конструирования» крупных многочастных форм. Каждое симфоническое произведение Сибелиуса предстает перед слушателем как поразительно цельная и логически развивающаяся музыкальная картина. Стройность композиции, монолитная спаянность всех разделов формы, удивительная естественность развития, иными словами, способность к художественно оправданному, монументальному синтезу, — одна из сильнейших сторон творческой натуры Сибелиуса. Основное место в наследии композитора принадлежит симфоническим произведениям,— одночастным и циклическим, К первым относятся симфонические поэмы, многие из которых основаны на сюжетах финского народного эпоса — «Калевала». Таковы «Четыре легенды о Лемминкяйнене» (в их числе «Туонельский лебедь»), фантазия «Дочь Похъёлы»; к ним примыкают увертюра «Карелия», симфонические поэмы «Сага», «Финляндия», «Ночная скачка и восход солнца», «Бард». Но сердцевину симфонического наследия Сибелиуса составляют 7 симфоний. Уже в Первой композитор поразил музыкальный мир зрелостью и своеобразием языка — сразу повеяло живительным дыханием северной природы. Появившаяся вскоре Вторая симфония выдвинула молодого Сибелиуса в число выдающихся европейских мастеров... Эти два произведения образуют как бы грандиозный пролог в монументальном цикле симфоний; последующие 5 развивают и дополняют его. Здесь не перестаешь восхищаться щедрым великолепием фантазии, разнообразием решений при едином и цельном, глубоко национальном характере образов. По-весеннему свежа и прозрачна музыка Третьей симфонии, а Четвертую, напротив, называют «замкнутой» , хмурой, таинственно сосредоточенной; в Пятой поражают стихийная мощь, суровая простота и эпический размах, в то же время Шестая отличается, по словам самого композитора, «диким и страстным характером» ; наконец, 1-частная Седьмая симфония — венец творчества Сибелиуса, — вошла в историю мировой музыкальной культуры как величественная и вдохновенная поэма жизни природы, ее вечного обновления. Сибелиус не принадлежал к числу композиторов, решительно порывающих с традициями и выдвигавших новые принципы взамен «непригодных» старых. Корни его новаторства — в глубоком и смелом освоении приемов и черт финской народной музыки, в глубоком знании жизни родного народа и тонком умении проникнуть в самые сокровенные ее помыслы и стремления. Первая симфония Вторая симфония Концерт для скрипки с оркестром
Симфонические сочинения: В.С. Фомин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |