ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

ОТТОРИНО РЕСПИГИ

(1879 — 1936)

В истории итальянской музыкальной культуры 2-я половина XVIII и весь XIX в. проходят под знаком господства оперы. Лишь в начале нынешнего столетия страна bel canto вновь, после 2-векового перерыва, выдвигает выдающихся мастеров инструментальной музыки. И первый в их ряду — Респиги. Его заслуги в развитии итальянского симфонизма огромны. Творчески переосмыслив достижения Р. Штрауса и Дебюсси, много восприняв от Римского-Корсакова (Респиги учился у него в течение нескольких лет), композитор создал великолепные образцы программной симфонической музыки, — жанра, не существовавшего до него в Италии.

Партитуры Респиги отмечены яркостью, сочностью языка, эмоциональной открытостью, мастерством колористической звукописи. Вместе с тем в музыке Респиги ощущается влияние классицизма и тяготение к использованию средневековых ладов и старинных песнопений. Тематика симфонических произведений Респиги разнообразна. Однако композитора особенно привлекало историческое прошлое Италии и величественное искусство эпохи Возрождения. Так возникли лучшие сочинения Респиги — «Триптих Боттичелли» и знаменитая «римская» трилогия (симфонические поэмы «Фонтаны Рима» , «Пинии Рима» , «Празднества Рима» ).

Произведения, объединенные в трилогию, представляют особый интерес и с точки зрения формы. Они как бы соединяют в себе черты 4-частного сонатно-симфонического цикла и свободной, рапсодической поэмы. Все эпизоды, составляющие каждую часть трилогии, сопоставлены друг с другом как контрастные. В то же время их скрепляет общность замысла, связанного либо с наиболее интересными событиями римской истории, либо с величавыми красотами древней итальянской столицы.

«ПИНИИ РИМА», СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (1924)

I. Пинии виллы Боргезе.
II Пинии у катакомб.
III Пинии на Яникуле.
IV Пинии Аппиевой дороги.
(все части исполняются без перерыва)

Первое исполнение — 14 декабря 1924 г. в Риме «Пинии Рима» — наиболее популярная часть «римской» трилогии. Это пышная оркестровая фреска, состоящая из 4 контрастных частей.
Автор предпослал сочинению следующую программу: «1 часть - «Пинии виллы Боргезе». Веселые игры детей под пиниями виллы Боргезе. [Вилла Боргезе — роскошный особняк римской знати XVII в., расположенный в просторном парке с фонтанами, оранжереями, павильонами и пр.] Танцы и хороводы. Наиболее резвые играют в солдатики и в войну. Они опьянены собственными криками и свежим воздухом, как ласточки на закате. Наконец, они убегают. Картина сразу меняется.

II часть — «Пинии у катакомб». В тени пиний, растущих у входа в катакомбы, из мрачной глубины слышится скорбное пение псалмов. Оно усиливается, переходя в торжественный гимн, и снова таинственно замирает.

III часть — «Пинии на Яникуле». [Яникульский холм — один из 7 холмов, на которых, по преданию, был основан Рим.] Легкое дуновение ветерка. В ясном свете луны четко вырисовываются пинии. Поет соловей.

IV часть — «Пинии Аппиевой дороги». [Аппиева дорога — дорога между Римом и Капуей. проложенная Аппием Клавдием в 312 г. до н. з, и сохранившаяся до наших дней.] Рассвет. Аппия окутана туманной дымкой. Одинокие пинии, как часовые, охраняют трагический ландшафт римской Кампании. Неясно слышен беспрерывный ритм множества шагов. В воображении поэта вновь оживают славные образы древности: при свете восходящего солнца, по священной дороге, под звуки труб шествует консул со своим войском по пути к триумфальному въезду в Капитолии».

Крайние части поэмы выдержаны в быстром темпе и полны огня, света и напористости. Средние, напротив, более субъективны, напоены сдержанными, подчас суровыми настроениями, лирическими раздумьями... Многие страницы «Пиний Рима» поражают мелодической широтой (и прежде всего поэтичнейшая III ч.). Порой музыка изобилует яркими изобразительными деталями (ярмарочная пестрота в I части и любопытнейший штрих — прием использования соловьиного пения в механической записи — в третьей).


Симфонические сочинения:
•  Драматическая симфония (1915),
•  «Античные арии и танцы» (1916, 1923, 1931),
•  «Фонтаны Рима» (1917), «Баллада гномов» (1920), «Пинии Рима» (1924),
•  сюита «Россипиана» (1925), «Бразильские впечатления» (1927), «Празднества Рима» (1929);
•  Григорианский концерт для скрипки с орк. (1921),
•  Adagio с вариациями для виолончели с орк. (1929).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Джордж Гершвин

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Отторино Респиги   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru