ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

БЕНДЖАМИН БРИТТЕН

В своеобразно сложившейся истории английской музыкальной культуры Бриттен занимает совершенно особое место. Следующим после «британского Орфея» — Генри Перселла, творившего в XVIII в., — англичане называют «британского Бриттена» , чье творчество развернулось два века спустя и возродило славу английской музыки после двухсотлетнего упадка. Художник ищущий, дерзающий и, вместе с тем, неразрывно связанный с лучшими классическими традициями, Бриттен покоряет великолепным даром музыкального драматурга, яркой образностью, филигранностью фактуры, мелодическим богатством.

Наиболее ярко проявил себя Бриттен как оперный композитор (его перу принадлежат ll опер), тонко чувствующий законы сцены. Но и в других жанрах им созданы весьма значительные произведения. Его симфоническому творчеству свойственны эмоциональная насыщенность, лаконичность, экономность в использовании выразительных средств, большая тембровая чуткость.

ВАРИАЦИИ И ФУГА НА ТЕМУ ПЕРСЕЛЛА

Путеводитель по оркестру для молодежи (1945)
Первое исполнение — в 1945 г. в Лондоне под упр. автора

Это своеобразное сочинение, одно из лучших у Бриттена, создавалось композитором как музыка к научно-популярному фильму о музыкальных инструментах. Практическую цель его написания раскрывает подзаголовок «путеводитель по оркестру» . Однако очень скоро «Вариации» с экранов кинотеатров перебрались на концертную эстраду и стали весьма популярны среди любителей музыки.

Как показывает название, основная тема произведения заимствована Бриттеном у Перселла. Это мелодия из музыки к пьесе «Абделязар, или Месть мавра» — простая, ясная, классически строгая. Вначале она исполняется tutti оркестра, затем ее проводят отдельные группы — деревянные, медные духовые, струнные, ударные. Снова звучит tutti, и начинаются вариации. Каждая из них поручена одному инструменту или группе однородных инструментов и написана так, что подчеркивает специфику данного инструмента, его тембр, полно раскрывает его технические возможности.

Произведение венчает фуга, написанная на тему, сильно отличающуюся от первоначальной, но явившуюся результатом ее постепенного развития и изменения. В заключительной кульминации ярко и жизнерадостно звучит тема Перселла.


Симфонические сочинения:
•  Симфоньетта для камерного оркестра (1932),
•  Простая симфония для струнного оркестра (1934),
•  Траурная симфония (1940),
•  Вариации и фуга на тему Перселла (1945),
•  Симфония для виолончели и оркестра (1963),
•  Канадский карнавал (1939),
•  2 сюиты на музыку Россини (1936, 1941),
•  сюита из оперы «Глориана» (1953);
•  Концерт для фортепиано с оркестром (1938, оконч. ред. 1945),
•  Концерт для скрипки с оркестром (1939, оконч. ред. 1950),
•  «Изменения» для фортепиано (левой руки) и оркестра (1940, оконч. ред. 1950),
•  Шотландская баллада для 2 фортепиано и оркестра (1941)


Л.В. Михеева
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Бенджамин Бриттен   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru