ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше)

ПОЛЬ ДЮКА

(1865 — 1935)

Оригинальность, высокая чувствительность, превосходный стиль: такими мне кажутся качества, которые делают Дюка очень большим музыкантом.
Г. Форе

Крупный композитор, известный музыкальный критик, выдающийся педагог — таков многогранный облик Поля Дюка, одного из ведущих представителей французской музыкальной культуры конца XIX — 1-й трети ХХ столетия. Восторженный почитатель творчества Дебюсси, Дюка в то же время сторонился импрессионистской эстетики. Его привлекали четкие композиционные формы, определенность и классическая уравновешенность музыкального развития.

И если в начале творческого пути композитор тяготеет к романтической программности и свободе изложения, — то в последнем симфоническом опусе — хореографической поэме «Пери» — од уже выступает как художник, умело сочетающий колористические эффекты с ясностью замысла, строгостью мелодических линий, ритмической рельефностыо. В историю симфонизма Дюка вошел как выдающийся мастер инструментовки. Его партитуры изобилуют сочными тембровыми находками, красочными сочетаниями; они отмечены чистотой линий, прозрачностью фактуры, тонкой дифференциацией каждого оркестрового голоса.

«УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ, СИМФОНИЧЕСКОЕ СКЕРЦО (1897)

Первое исполнение — в 1897 г. в Париже под упр. автора

Это зажигательное скерцо выделяется не только среди других оркестровых сочинений Дюка, но и среди многочисленных шедевров французской симфонической музыки конца прошлого столетия. Именно благодаря ему имя Дюка пользуется столь широкой популярностью. Блеск и темпераментность изложения, яркость музыкальных образов, блестящее оркестровое мастерство сделали «Ученика чародея» одним из самых репертуарных сочинений мировой симфонической литературы.

Программная основа скерцо — одноименная баллада Гёте. Ее сюжетная канва довольно проста. В отсутствие старого волшебника ученик решает превратить помело в слугу и заставляет его носить воду. Потоки воды постепенно заливают дом, но ученик уже не в силах предотвратить беду: он забыл заветное слово. Наконец, юный «волшебник» раскалывает помело пополам. Но и это не помогает: теперь обе половины таскают воду. Близится катастрофа. Ученик в отчаянии. Неожиданно возвращается чародей и усмиряет разбушевавшиеся силы.

Музыка точно следует за всеми перипетиями сюжета. Композитор описывает события с таким мастерством, что они становятся зрительно наглядными, почти осязаемыми. Вместе с тем «Ученика чародея» никак нельзя назвать произведением «внешним» , натуралистическим. Ибо изобразительный момент — всего лишь составная часть строгого, логически продуманного музыкального развития. Поэтому содержание баллады становится не просто «озвученным» , а приобретает особую живость и образную выпуклость. Оркестр в скерцо богат и красочен. Он переливается, журчит, пенится, искрится, вызывает почти «натуральное» ощущение разгулявшейся водной стихии.

Медленно и лениво разворачивается музыка вступления. Однако назойливые акценты арф и постоянно повторяющаяся мелодическая попевка придают ей оттенок томительного ожидания («Наконец-то ушел старый чародей. Теперь я тоже стану повелевать его духами» ). Неожиданно ученику приходит в голову коварная мысль (остро звучит трубный сигнал). Он произносит заклинание, и помело, словно просыпаясь от сна, начинает двигаться (лукавая мелодия солирующего фагота).

Движение все ускоряется. Вскоре вода течет потоком (весело звенят флейты, гобои, кларнеты). Небольшая остановка (помело расколото пополам) — и бурный бег воды возобновляется с новой силой. Он сливается с испуганными криками ученика («Повелитель и наставник, услышь меня! Учитель! Опасность велика; я не могу избавиться от духов, которых вызвал» ). Неожиданно в это царство водопадов врывается воинственный зов (медные духовые). Пришел чародей («На место, в угол, помело! Довольно!» ). Все успокаивается. Ласково и «укоризненно» звучит музыка вступительного раздела...


Симфонические сочинения:
•  Симфония (1896);
•  увертюры «Полиевкт» (1891) и «Король Лир» (1892), «Ученик чародея» (1897), «Пери» (1912).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Бела Барток

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Поль Дюка   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru