ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусПервая симфонияВторая симфонияКонцерт для скрипки с оркестромМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

Ян Сибелиус

ВТОРАЯ СИМФОНИЯ, РЕ МАЖОР

СОЧ. 43 (1901 — 1902)
I. Allegretto.
II. Tempo andante, ma rubato.
III. Vivacissimo.
IV. Allegro moderato
Первое исполнение — 3 марта 1902 г. в Хельсинки под упр. автора

Симфония не содержит сюжетной программы. Более того, Сибелиус активно восставал против словесной расшифровки содержания симфонии. И тем не менее, направленность развития, общий эмоциональный тонус произведения, совокупность использованных приемов и средств позволяют оценить идейный замысел симфонии с достаточной определенностью и однозначностью. Вторая симфония — прежде всего вдохновенное, легендарно-эпическое полотно, навеянное мыслями о судьбах Финляндии, ее героическом прошлом; вместе с тем это и пасторально-лирическая поэма, восторженная песнь об исполинской красоте северной природы; это и мужественный, богатырский гимн, воспевающий силу и несокрушимость народного духа.

Первая часть воспринимается как развернутый пролог; спокойный, «объективный» характер крайних эпизодов и скромный, по-утреннему свежий колорит основной, «пасторальной» темы не предвещают ни драматических взрывов, ни напряженных коллизий... Однако к середине части атмосфера накаляется; новые тематические образования привносят в развитие музыки элемент тревоги, душевного смятения.

«Узел противоречий», драматургический центр всей симфонии - II, медленная часть; от сдержанного, сурового повествования к трагической схватке — таков путь развития основных образов этого раздела. Здесь ярко врезается в память интонационно выразительная нисходящая попевка, неизменно звучащая то у «неистовой» меди, то в высоком регистре деревянных духовых.

В Скерцо (III ч.) основную роль играет собственно движение, причудливая игра мелодических линий и тембров. Безостановочный полет музыки дважды прерывается: на поверхность выплывает незатейливая, трогательная и простодушная мелодия гобоя. Ее национальный характер не подлежит сомнению; как и в финских народных песнях, здесь использован прием 9-кратного повторения одного звука, характерна также манера «произнесения» музыкальной фразы — распевная, степенная, идущая скорее от былинно-речевых интонаций.

Стремительное скерцо вливается в Финал — развернутую картину народного торжества. Позади остались драматические конфликты, стихия неистовой борьбы, сомнения, невзгоды. Обе темы финала необычайно просты и выразительны. По своему характеру они приближаются к народным напевам, в их интонационном облике привлекают внимание типично славянские песенные обороты. Органично развиваясь и взаимно обогащаясь, эти темы придают финалу черты торжественного, ослепительно яркого гимна.

Интересно, что между частями симфонии нет ни тематических, ни образно-условных перекличек. Их связывает единая, сквозная драматургическая ось. Победное шествие финала — вот то итоговое состояние, к которому неминуемо ведет развитие музыки. Сибелиус не пользуется эффектными сопоставлениями частей цикла. Несмотря на полное различие и даже разграничение всех сфер симфонии (пастораль — эпико-трагический сказ — игривое скерцо-помпезный финал), ясно «просвечивается» ее единый внутренний подтекст.

Ибо I часть не только пастораль, но и предтеча драматургического конфликта второй, ибо II часть — не просто беззаботное скерцо, а богатая картина, сочетающая воедино 2 различных образно-эмоциональных пласта; ибо Финал — это одновременно и вывод, обобщение всего предшествующего развития, и неприхотливая, по-народному простая песнь, разросшаяся до масштабов величественного апофеоза. И хотя композитор не использовал в симфонии (как, впрочем, и в других сочинениях) ни одной подлинной финской мелодии — в музыке ее с предельной яркостью отразились и сосредоточенная суровость северной природы, и величавый эпос легенд и сказаний финского народа.


Следующая страница: Концерт для скрипки с оркестром

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Ян Сибелиус   • Вторая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru