ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитСимфония «Художник Матис»Бенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Пауль Хиндемит

СИМФОНИЯ «ХУДОЖНИК МАТИС» (1934)

I. «Концерт ангелов». Ruhig bewegt.
II. «Положение во гроб» . Sehr langsam.
III. «Искушение святого Антония» . Sehr langsam, frei im Zeitmass

В 1934 г., в страшные времена гитлеровского засилья, Хиндемит создает одно из самых значительных своих сочинений-оперу «Художник Матис», Несмотря на то, что действие оперы относится к XVI в. и возрождает далекие события антифеодальной крестьянской войны в Германии — социальный и этический «подтекст» произведения несет на себе печать явной антифашистской направленности. Многие сцены и сюжетные перипетии оперы (борьба против феодальной и церковной реакции, эпизод сожжения «крамольных» книг) невольно ассоциировались с тем, что происходило в середине 30-х гг. ХХ в. в нацистской Германии. Хиндемит, сам написавший либретто оперы, вывел в качестве главного героя реальное историческое лицо — выдающегося немецкого художника эпохи Возрождения Матиаса (Матиса) Грюневальда (1470 — 1531), Матис, живо сочувствующий страданиям простых людей, постепенно приходит к убеждению в тщетности борьбы. Уже в конце жизненного пути он снова возвращается к творчеству и в едином порыве создает лучшие, вдохновеннейшие свои творения. Так тема служения искусству становится основной идеей произведения.

Опера «Художник Матис» по принципам музыкального развития приближается к оратории; большая роль отведена в ней и оркестру, Поэтому Хиндемит с охотой откликнулся на предложение дирижера В. Фуртвенглера объединить инструментальные фрагменты оперы в симфонический цикл. Так, едва закончив оперу, композитор создал на ее материале одноименную симфонию, вскоре же ставшую репертуарной.

Все 3 части симфонии носят названия известных картин М. Грюневальда, украшающих знаменитый Изенгеймский алтарь. Однако музыка каждой из частей связана с живописными полотнами художника лишь косвенно (действие оперы идет на фоне картин Изенгеймского алтаря) и вовсе не служит иллюстрацией их содержания. Поэтому симфония «Художник Матис» не является в обычном смысле этого слова программным сочинением.

Обратившись к исторической теме, Хиндемит вводит в музыку оперы (а затем и симфонии) приемы «академической» добаховской полифонии, темы старых немецких песен и лютеранских хоралов, Вместе с тем музыкальный язык «Матиса» глубоко современен: он отмечен остротой гармонических средств, терпким оркестровым колоритом, смелыми и жесткими контрапунктическими сочетаниями...

I часть — «Концерт ангелов» — открывается медленным величавым вступлением. Здесь Хиндемит мастерски «извлекает» из оркестра чистые «органные» тембры; во вступлении использована подлинная народная песня «Три ангела пели» (она звучит у тромбонов). Основной, быстрый раздел части строится на двух не контрастных темах: они очень подвижны, их ритмические контуры рельефны и «остры» . Обе темы подвергаются многочисленным видоизменениям — тембровым, фактурным, динамическим, Музыкальная ткань «многослойна» , она словно соткана из бесчисленного множества переплетающихся голосов. В музыке удивительно гармонично сочетаются серьезность, даже строгость с легкой игривостью, простодушием...

II часть — «Положение во гроб» — лирическая страница симфонии. Она предельно лаконична. Характер музыки — скорбно-сосредоточенный, местами несколько «отрешенный» . И снова колорит определяют «органные» тембры деревянных духовых...

Финал — «Искушение святого Антония» — наиболее развернутая и драматически напряженная часть цикла (в картине М. Грюневальда изображен лежащий на земле старец Антоний, окруженный страшными чудовищами — дьяволами, злыми духами, желающими ввести его в искушение), В музыке финала нет места спокойствию, сдержанности чувств. Здесь царит атмосфера первобытной «оргиастический» дикости. Основные темы части звучат экспрессивно, с неистовой силой. «Тихие» эпизоды (декламационного или хорального склада) служат лишь небольшими «островками» в бурном море огненно кипящих страстей. В коде финала как торжественный апофеоз звучит величавый хорал медных духовых — символ моральной стойкости, этической чистоты и душевной силы человека, символ вечной, неумирающей красоты подлинного искусства.


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Пауль Хиндемит   • Симфония «Художник Матис»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru