Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусПервая симфонияВторая симфонияКонцерт для скрипки с оркестромМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
Ян СибелиусКОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МИНОР
СОЧ. 47 (1903) Если в творчестве многих композиторов обращение к инструментальному концерту знаменует собой большую (по сравнению с симфониями) камерность изложения и некоторую «облегченность» идейно-смыслового содержания, то в наследии Сибелиуса единственный инструментальный концерт стал, по образному выражению Л. Стоковского, «одной из лучших его симфоний». Сольная партия в концерте таит в себе не только огромные технические трудности, но и требует масштабности исполнения, блестящего владения всеми динамическими и колористическими возможностями инструмента. Единая в своем последовательно динамическом движении I часть построена как соревнование солиста-сказителя и оркестра. Импровизационно-свободные, но в то же время' насквозь пропитанные соком свежих, «земных» размышлений каденции скрипки чередуются с насыщенными, но по-северному сдержанными оркестровыми эпизодами. «Действие» развивается интенсивно и стремительно. Здесь и неуемная страсть, и сдержанная лирика, и горделивая размашистость, и тонкие, акварельные зарисовки. Разительным контрастом звучит музыка II части. Это спокойное, сосредоточенное размышление, вдохновенная элегическая песнь, абсолютно лишенная каких-либо элементов чувственности, сентиментальности, романтической преувеличенности. Живой, темпераментный, четко вырисованный Финал снова вносит контраст, Деятельный, синкопированный ритм, собранность и целеустремленность движения, — все это ассоциируется с картиной необузданного народного пляса. Мудрая, «земная» простота, живость и размах изложения ставят скрипичный концерт Сибелиуса в число наиболее действенных и глубоких произведений инструментального жанра.
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |