ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельИспанская рапсодияВторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»Хореографическая поэма «Вальс»БолероПервый концерт для фортепиано с оркестромПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Морис Равель

«ДАФНИС И ХЛОЯ», ВТОРАЯ СЮИТА ИЗ БАЛЕТА (1912)

Рассвет. Пантомима. Общий танец
Премьера балета — 8 июня 1912 г. в Париже
под упр. П. Монтэ

Балет «Дафнис и Хлоя» — одно из самых значительных проявлений творческого дара Равеля. Обратившись к древнегреческой повести, композитор создал музыку пантеистическим восторженную, свежую и цветистую... Вместе с тем, партитура балета отмечена изяществом и отточенностью деталей, графической четкостью линий, а главное — покоряющим благородством и целомудренной чистотой. «Я не был особенно озабочен поисками в области археологии, — писал Равель. — Моей задачей было найти соответствие тому образу Древней Греции, который витал передо мной в сновидениях и который весьма близок к тому образу Греции, каким он является воображению французских художников XVIII века». В этом признании — весь Равель с его строгим вкусом и культом классицистического: в мечтах об Элладе композитора пленяли не подлинная античность, а чувствительность, тонкость и поэтическая чистота всей атмосферы позднего эллинизма.

Повесть о Дафнисе и Хлое — идиллическая история двух влюбленных, полная «первостепенных красот и освященная ясным, солнечным огнем» (Гёте). В сценарии балета, написанном знаменитым русским балетмейстером М, Фокиным (первым постановщиком «Дафниса» ), сюжет повести значительно сжат и упрощен. У обители нимф, куда приносят скромные дары поселяне, а вместе с ними Дафнис и Хлоя, — развертывается действие 1-й картины.

Вторая картина — лагерь пиратов; вместе с другими пленницами сюда привели и Хлою; юную красавицу спасает лишь вмешательство бога Пана, который, вняв мольбам Дафниса, разгоняет разбойников. В 3-й, заключительной картине, действие опять переносится на опушку священной рощи; разгорается утренняя заря; появившаяся Хлоя падает в объятия счастливого Дафниса; балет заканчивается сценой всеобщего ликования. Музыка последней картины и составляет Вторую сюиту, ставшую исключительно популярной и постоянно звучащую на концертных эстрадах. 3 части сюиты исполняются без перерыва и составляют единую компактную композицию.

«Рассвет» — поэтичен и величествен. В мягко «скользящих» руладах деревянных и легких всплесках арфы словно живая встает картина пробуждающейся природы. «... Конец ночи. Никаких звуков, кроме шепота ручейков, образованных стекающей со скал росой... Постепенно рассветает. Слышится пение птиц. Вдали проходит пастух со своим стадом...» (ремарки Равеля). Из глубоких басов постепенно «выплывает» на поверхность певучая и страстно-упоительная тема утренней зари. А в момент кульминации (восход солнца) экстатически воцаряется другой лейтмотив «Рассвета» — тема любви Дафниса и Хлои, как бы символизирующая восторженное слияние прекраснейших человеческих чувств с жизнью природы... '

Второй раздел сюиты — «Пантомима» имеет определенную программную основу. Старый пастух Ламмон рассказывает, что Пан спас Хлою в память своей любви к нимфе Сиринкс. Дафнис и Хлоя повторяют в танцах рассказ Ламмона (центральный эпизод «Пантомимы» — выразительное импровизационно свободное соло флейты). Финал сюиты — «Общий танец» — напоен магической силой. Возбужденно упругие ритмы, стремительность движения, грандиозные звуковые нарастания и блеск оркестровых красок превращают заключительные страницы балета в бурную вакханалию, в апофеоз света и радости, который «ослепляет нас подобно метеориту» (Ж. Кокто).


Следующая страница: Хореографическая поэма «Вальс»

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Морис Равель   • Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru