ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельИспанская рапсодияВторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»Хореографическая поэма «Вальс»БолероПервый концерт для фортепиано с оркестромПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Морис Равель

ВАЛЬС, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЭМА (1920)

Первое исполнение — 12 декабря 1920 г. в Париже под упр, К. Шевильяра

Замысел Вальса Равель вынашивал долго. Первые эскизы поэмы появились еще в 1906 г., многие наброски относятся к военной эпохе, а заключительный вариант — к 1920 г. Трудно сказать сейчас, какую эволюцию претерпел этот замысел, но не случайно знатоки творчества Равеля считали, что над Вальсом «пронесся ураган войны» , и тяжелые впечатления военных лет сыграли едва ли не решающую роль в становлении общей концепции поэмы.

Что касается самого автора, то он оставил потомству несколько разрозненных, но чрезвычайно ценных высказываний об этом произведении. Равель настаивал, в частности, на том, что Вальс — произведение сценическое. «He забудьте указать в программах, — писал он дирижеру Э, Ансермэ, — что эта «хореографическая поэма» написана для сцены. Мне это кажется необходимым, если судить по крайнему недоумению, которое у некоторых слушателей вызывает бурный финал, и особенно по фантастическим комментариям многих музыкальных критиков. [В партитуру введен хор, поющий без слов. Он использован как своеобразная инструментальная краска. Особенно впечатляет звучание человеческих голосов в кульминации сцены утренней зари. В концертах обе сюиты исполняются обычно без хора.]

И действительно, Вальс вызвал очень пестрые суждения и оценки. Многие сочли это произведение просто забавным, остроумным, чуть ли не развлекательным; иные, наоборот, увидели здесь картину революционного Парижа, крушение империи Наполеона III... Кстати, об этой эпохе говорили не зря. Повод для таких разговоров дал... сам Равель. В авторской программе, приложенной к партитуре, начало поэмы охарактеризовано так: «B просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается все сильней. Блеск люстр заливает зал. Перед нами императорский двор в 1855 году...»

Однако, несмотря на указанную Равелем дату, атмосферу Вальса трудно связать с придворным балом времен Наполеона III. Правца, речь могла идти и об австрийской столице — ведь не случайно сочинению вначале был дан подзаголовок — «Вена» , Между тем, и место действия поэмы, и время, к которому оно отнесено,— моменты более чем случайные в общем замысле. Основное содержание Вальса скрыто в музыке, гораздо более многозначительной, чем сама авторская программа... «Я задумал этот Вальс как апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря» , — эти слова Равеля, пожалуй, наиболее близко «соприкасаются» с музыкальным «текстом» поэмы.

Вальс — прежде всего грандиозная картина «гибели среди блеска», картина, облеченная в стихию танцевальности — то изящной, нарядной и грациозной, то кипучей и взвинченной. Равель нарочито вводит в партитуру многие мелодические «повороты» , столь характерные для стиля И. Штрауса. В то же время «подтекст» поэмы, ход развития музыки (волнообразные наслоения подъемов и спадов), гармонические «пряности» , оркестровый наряд — все это типично равелевское.

Основная «сюжетная линия» поэмы намечена четко: от аморфного, расплывчатого начала через цепь вальсов — упоительно беззаботных, красочных, бравурных, нежных, сочных — к картине головокружительного «танца на вулкане» (выражение одного из современников Равеля), к ощущению чего-то неизбежного, стихийно завлекающего, мятущегося... В заключительном разделе произведения музыкальную ткань словно начинает «лихорадить» ; темы, звучавшие ранее пикантно и празднично, принимают зловещий оттенок, «сталкиваются» друг с другом, и, наконец, растворяются в бурлящем потоке, неудержимом и страшном.


Следующая страница: Болеро

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Морис Равель   • Хореографическая поэма «Вальс»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru