Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельИспанская рапсодияВторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»Хореографическая поэма «Вальс»БолероПервый концерт для фортепиано с оркестромПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше) |
Морис РавельПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, СОЛЬ МАЖОР (1929 — 1931)
I. A1legramente. Два фортепианных концерта Равеля, сочинявшиеся почти одновременно, поразительно контрастны по образному строю и эмоциональному тонусу. Второй концерт (для левой руки) — произведение глубоко субъективное, полное мрачных раздумий, тревожных настроений. Первый концерт — полная противоположность ему. Он легок, стремителен, ярок, в нем свободно переплетаются народно-танцевальные мотивы (в духе баскских плясок) и типично джазовые элементы, рояль порой трактуется как ударный инструмент. «Первый концерт — это именно концерт в наиболее точном значении этого слова, — утверждал Равель. — Он написан в духе концертов Моцарта и Сен-Санса. В самом деле, музыка концерта может быть веселой и блестящей и вовсе не обязательно, чтобы она претендовала на особую глубину и драматизм... Вначале у меня было намерение назвать мое произведение «дивертисментом» . Но потом, подумав, я счел это излишним, поскольку название «концерт» достаточно объясняет характер его музыки...» Соль-мажорный концерт строится по- классическому принципу — быстрым и эффектно-виртуозным крайним частям контрастирует лирическая, напевная средняя. В оживленно-суетливой атмосфере I части ощущается «деловитая» моторность, пронизанная, однако, типично равелевским обаянием и юмором. Медленная часть начинается развернутым монологом солирующего фортепиано; это спокойная, даже несколько томная «ария» , сдержанная, строгая и вместе с тем чуть-чуть печальная. Брызжущий весельем финал властно отметает наметившееся в Adagio настроение легкой грусти; здесь, как и в I части, все подчинено стремительному дви-жению. Хлесткие ритмические акценты, пикантные синкопированные перебои, смелые гармонические и тембровые находки — такими средствами рисует Равель картину жизнерадостную, бойкую, шаловливую и грациозную. И не случайно Г. Нейгауз, удивительно тонкий и проницательный музыкант, называл Соль-мажорный кон.церт Равеля «одним из многих «островов радости» , столь часто .встречающихся во французской музыке...»
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |