Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельИспанская рапсодияВторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»Хореографическая поэма «Вальс»БолероПервый концерт для фортепиано с оркестромПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах) |
Морис РавельБОЛЕРО (1928)
Первое исполнение — ноябрь 1928 г. в Париже под упр. В. Страрама
Но жив народ, и песнь его жива. Хореографическая картина — таков был первоначальный замысел Болеро, которое Равель создавал для известной танцовщицы Иды Рубинштейн. Однако это сочинение — не просто нарядно оркестрованный испанский танец, а развернутое симфоническое полотно, где с колоссальной силой воплощена стихия четкого, «машинообразного» движения, неостановимого нарастания. Недаром многие исследователи видели в Болеро трагическую картину неминуемо надвигающейся катастрофы. Болеро — едва ли не самое популярное произведение зарубежной симфонической музыки ХХ в. Это можно объяснить не только доходчивостью замысла, силой эмоционального воздействия, но и чисто красочными впечатлениями — и в первую очередь, поистине энциклопедическим оркестровым мастерством. Здесь поражают и выразительное соло, и сочные тембровые наложения, и продуманная инструментальная эстафета (точная «передача» сольных реплик от одного голоса к другому). По композиционной структуре Болеро построено исключительно просто. Равель указывал, что основу произведения составляет принцип неизменности трех главных компонентов — ритма, мелодического рисунка и темпа. Таким образом, изменяются только динамическая амплитуда и оркестровый наряд. И нельзя не поразиться искусству Равеля, сумевшего создать столь скромными средствами картину невиданного размаха и напряжения. Начало Болеро словно выплывает из тишины. На фоне еле слышной четкой дроби маленького барабана (эта ритмическая фигура становится основой всего поступательного движения в Болеро) деревянные духовые инструменты — флейта, кларнет, фагот, малый кларнет, английский рожок — поочередно выступают с двумя плавными, закругленными темами, очень близкими друг другу (вторая тема несколько богаче, развернутее первой). Постепенно нагнетается динамика. Солируют новые инструменты — саксофоны, тромбон,— а сопровождение становится компактным, «увесистым». Наконец, тему излагают скрипки, поддержанные стройным хором деревянных духовых. В заключении к ним присоединяются трубки тема экстатически с неистовым воодушевлением провозглашается всей массой стальных оркестровых голосов. Последние такты Болеро с их единственной во всем произведении красочной модуляцией — еще один грандиозный сдвиг на пути этого ослепительного шествия, могучего и страшного, сметающего все на своем пути.
Следующая страница: Первый концерт для фортепиано с оркестром
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |