Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельИспанская рапсодияВторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»Хореографическая поэма «Вальс»БолероПервый концерт для фортепиано с оркестромПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус) |
МОРИС РАВЕЛЬ(1370 — 1937)
Я всегда смотрел на Равеля как на величайшего художника французской музыки, Во французской музыкальной культуре первой трети двадцатого столетия творчество Равеля было явлением наиболее выдающимся. Равель, наряду с Дебюсси, стал основоположником новой музыки в стране Берлиоза и Бизе. Правда, при жизни композитора его слава была скорее славой большого мастера, знатока оркестра. Часто ему приписывались ошибки, а многие достоинства его сочинений оставались незамеченными. Но время сделало свое — полотна Равеля перешли в категорию прекрасного, совершенного. Ныне его творения — гордость французской национальной классики. В музыке Равеля много типично современного. Это — лаконизм выражения, терпкость и в то же время ажурность музыкальной ткани, быстрая смена эмоционального состояния, иногда нарочитое смешение стилей. Испытывая чисто физическое отвращение к ложной сентиментальной патетике, композитор считал, что музыка апеллирует «не только к сердцу, но и к уму» . Неукротимые порывы чувств не свойственны Равелю; на всей его музыке лежит печать строгого и тонкого вкуса. Необычайная требовательность к себе, тщательная отделка деталей, неистощимая изобретательность-характерные черты творческой натуры композитора. Начав свой путь с увлечения красочными звуковыми полотнами раннего Дебюсси, Равель быстро отходит от импрессионизма. Его интересуют сюжеты действенные, полнокровные. Здесь и стихия танцевальности (Вальс, Болеро), и древнегреческий миф (балет «Дафнис и Хлоя» ), и героическое прошлое французского народа (замысел оперы о Жанне д'Арк), и полные света, кипучие картины народной жизни (Испанская рапсодия). Неисчерпаемым источником вдохновення была для Равеля народная музыка. Огромное место в его творчестве занимает 1Лспания, ее темы, сюжеты, мелодика. Нередко обращался композитор и к народному творчеству других стран. Он внимательно изучал творчество Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, создал гениальную оркестровую версию «Картинок с выставки» Мусоргского. Эта работа, а также оригинальные симфонические творения Равеля ставят его в число величайших мастеров инструментовки. Верный сын своего времени, Равель оказался в первых рядах строителей современной культуры, ибо, относившись без предубеждения к новым идеям в музыке, никогда не пытался опровергнуть установленные законы гармонии и композиции. В верности классическим традициям, с одной стороны, и смелости исканий, широте взглядов, живом ощущении пульса современности, с другой — величайшая сила искусства Равеля. Испанская рапсодия Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Хореографическая поэма «Вальс» Болеро Первый концерт для фортепиано с оркестром
Симфонические сочинения: В.С. Фомин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |