ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельИспанская рапсодияВторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»Хореографическая поэма «Вальс»БолероПервый концерт для фортепиано с оркестромПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

МОРИС РАВЕЛЬ

(1370 — 1937)

Я всегда смотрел на Равеля как на величайшего художника французской музыки,
вместе с Рамо и Дебюсси — одного из самых великих музыкантов всех времен.
Р. Роллан

Во французской музыкальной культуре первой трети двадцатого столетия творчество Равеля было явлением наиболее выдающимся. Равель, наряду с Дебюсси, стал основоположником новой музыки в стране Берлиоза и Бизе. Правда, при жизни композитора его слава была скорее славой большого мастера, знатока оркестра. Часто ему приписывались ошибки, а многие достоинства его сочинений оставались незамеченными. Но время сделало свое — полотна Равеля перешли в категорию прекрасного, совершенного. Ныне его творения — гордость французской национальной классики.

В музыке Равеля много типично современного. Это — лаконизм выражения, терпкость и в то же время ажурность музыкальной ткани, быстрая смена эмоционального состояния, иногда нарочитое смешение стилей. Испытывая чисто физическое отвращение к ложной сентиментальной патетике, композитор считал, что музыка апеллирует «не только к сердцу, но и к уму» . Неукротимые порывы чувств не свойственны Равелю; на всей его музыке лежит печать строгого и тонкого вкуса. Необычайная требовательность к себе, тщательная отделка деталей, неистощимая изобретательность-характерные черты творческой натуры композитора.

Начав свой путь с увлечения красочными звуковыми полотнами раннего Дебюсси, Равель быстро отходит от импрессионизма. Его интересуют сюжеты действенные, полнокровные. Здесь и стихия танцевальности (Вальс, Болеро), и древнегреческий миф (балет «Дафнис и Хлоя» ), и героическое прошлое французского народа (замысел оперы о Жанне д'Арк), и полные света, кипучие картины народной жизни (Испанская рапсодия).

Неисчерпаемым источником вдохновення была для Равеля народная музыка. Огромное место в его творчестве занимает 1Лспания, ее темы, сюжеты, мелодика. Нередко обращался композитор и к народному творчеству других стран. Он внимательно изучал творчество Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, создал гениальную оркестровую версию «Картинок с выставки» Мусоргского.

Эта работа, а также оригинальные симфонические творения Равеля ставят его в число величайших мастеров инструментовки. Верный сын своего времени, Равель оказался в первых рядах строителей современной культуры, ибо, относившись без предубеждения к новым идеям в музыке, никогда не пытался опровергнуть установленные законы гармонии и композиции. В верности классическим традициям, с одной стороны, и смелости исканий, широте взглядов, живом ощущении пульса современности, с другой — величайшая сила искусства Равеля.


Испанская рапсодия  
Партитура Испанской рапсодии поражает не только блестящим воплощением чисто испанского духа, но и типично французским изяществом, отточенностью деталей, тембровым ароматом. Вдумчивый исследователь равелевского творчества Ю. Крейн справедливо отмечает, что в смысле тонкости эта партитура превосходит все ранее созданное в оркестровой литературе. Название «рапсодия» довольно условно. Оно говорит не о структуре сочинения, а скорее о свободе, непринужденности высказывания.

Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»  
Балет «Дафнис и Хлоя» — одно из самых значительных проявлений творческого дара Равеля. Обратившись к древнегреческой повести, композитор создал музыку пантеистическим восторженную, свежую и цветистую... Вместе с тем, партитура балета отмечена изяществом и отточенностью деталей, графической четкостью линий, а главное — покоряющим благородством и целомудренной чистотой.

Хореографическая поэма «Вальс»  
Замысел Вальса Равель вынашивал долго. Первые эскизы поэмы появились еще в 1906 г., многие наброски относятся к военной эпохе, а заключительный вариант — к 1920 г. Трудно сказать сейчас, какую эволюцию претерпел этот замысел, но не случайно знатоки творчества Равеля считали, что над Вальсом «пронесся ураган войны» , и тяжелые впечатления военных лет сыграли едва ли не решающую роль в становлении общей концепции поэмы.

Болеро  
Хореографическая картина — таков был первоначальный замысел Болеро, которое Равель создавал для известной танцовщицы Иды Рубинштейн. Однако это сочинение — не просто нарядно оркестрованный испанский танец, а развернутое симфоническое полотно, где с колоссальной силой воплощена стихия четкого, «машинообразного» движения, неостановимого нарастания. Недаром многие исследователи видели в Болеро трагическую картину неминуемо надвигающейся катастрофы.

Первый концерт для фортепиано с оркестром  
Два фортепианных концерта Равеля, сочинявшиеся почти одновременно, поразительно контрастны по образному строю и эмоциональному тонусу. Второй концерт (для левой руки) — произведение глубоко субъективное, полное мрачных раздумий, тревожных настроений. Первый концерт — полная противоположность ему. Он легок, стремителен, ярок, в нем свободно переплетаются народно-танцевальные мотивы (в духе баскских плясок) и типично джазовые элементы, рояль порой трактуется как ударный инструмент.


Симфонические сочинения:
•  Павана (1910), Альборада (1910), Испанская рапсодия (1907),
•  Сюита из балета «Моя матушка гусыня» (1908 — 12),
•  «Благородные и сентиментальные вальсы» (1912),
•  Сюита «Могила Куперена» (1919),
•  Вальс, хореограф. поэма (1920) оркестровка «Картинок с выставки» М. Мусоргского (1922),
•  «Цыганка», рапсодия для скрипки с орк. (1924),
•  Болеро (1928),
•  «Дафнис и Хлоя», сюита из балета (1912),
•  Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор (1929 — 31),
•  Концерт для фортепиано с оркестром ре минор (для левой руки) (1930 — 31).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Морис Равель   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru