ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерТретья симфония (Литургическая)Пятая симфония (Три ре)Отторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Артур Онеггер

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ («ЛИТУРГИЧЕСКАЯ» ) (1946)

Посвящается. Ш. Мюншу
I. Allegro moderato.
II. Adagio.
III. Andante
Первое исполнение — 17 августа 1946 г. в Цюрихе под упр. Ш. Мюнша

К созданию Третьей симфонии Онеггер приступил в 1945 г. Трагедия только что закончившейся войны сказалась на замысле и образном строе симфонии, «Я хотел в этом произведении,— пояснял автор,— выразить протест современного человека против нашествия варварства, глупости, страданий, против власти машин и бюрократии... Я нарисовал... борьбу, которая происходит в его сердце между слепыми давящими силами и стремлением к счастью, миру, божественному покою. Моя симфония — это драма, которая разыгрывается, если хотите, между тремя персонажами, реальными или символическими: горем, счастьем и человеком». Каждой из трех частей симфонии даны латинские заглавия, заимствованные композитором из католической мессы. Поэтому симфония получила название «Литургической».

I часть — «Dies irae» («День гнева») — отмечена жестким, терпким колоритом. Смерч злых, напряженных звучаний обрушивается на слушателя, воскрешая ужасы войны, картины смерти и разрушения. «День гнева! Стремительные темы следуют одна за другой, не давая слушателю ни мгновенья для раздумья. Невозможно вздохнуть, осмыслить происходящее. Буря рвет все вокруг, сметает прочь слепо, сгоряча» . Лишь в конце 1 части шквал внезапно отступает. Тихо поют флейта и английский рожок. Здесь, по словам автора, «впервые появляется птица... Птица? Это вы поймете впоследствии. Здесь она не столько поет, сколько плачет».

II часть — «De profundis clamavi ad te, Domine» («Из бездны взываю к тебе, господи») — «полное боли размышление-молитва» . Драматическое напряжение несколько спадает. Медленно течет бесконечная гибкая мелодия. В ней — печаль о погибших, боль воспоминаний. Из мрачных басов доносится суровый мотив заупокойной молитвы: «De profundis clamavi... И тут «снова является голубь, на этот раз в ясной, отчетливой мелодии... Голубь с оливковой ветвью в клюве, вестник мира в пучине бедствий...».

В III части — «Ропа nobis pacem!» («Даруй нам мир!») — композитор вновь обличает зловещие силы войны, шовинизма, духовного порабощения. «Нет ничего страшней, чем вакханалия варварства в цивилизованном мире... Я сочинил тяжеловесный марш, для которого изобрел умышленно идиотическую тему... Это – марш роботов против человечества... Это — расправа зверей с духовными ценностями... Тогда в рядах жертв просыпается возмущение. Организуется мятеж, растет восстание. Внезапно раздается и трижды повторяется бесконечный крик из угнетенных сердец: «Даруй нам мир!» И после этого наступает резкий перелом «действия» . Страшный марш затихает... «Облака расступаются, и в блеске восходящего солнца в последний раз поет птица... Голос птицы парит над симфонией, как голубь мира над бесконечностью моря...»

Нежной и прекрасной мелодией, полной надежды и света, заканчивается Третья симфония Онеггера — волнующая музыкальная повесть нашего века.


Следующая страница: Пятая симфония (Три ре)

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Артур Онеггер   • Третья симфония (Литургическая)   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru