ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерТретья симфония (Литургическая)Пятая симфония (Три ре)Отторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

Артур Онеггер

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ («DI TRE RE» ) (1950)

I. Grave.
II. Allegretto. Adagio. Allegretto.
III. Allegro marcato
Первое исполнение — 9 марта 1951 г. в Бостоне под упр. Ш. Мюнша

«Действительно ли вы верите, что создатель духовных ценностей... сможет продолжать жить и посвящать себя своему искусству, сочинять музыку? Тогда для всех будет существовать лишь одна проблема — не умереть с голоду и не замерзнуть! Таково будущее, каким я его вижу,— и оно не за горами».

Будущее, опустошенное атомной войной, лишенное нормальных условий человеческого существования, не нуждающееся в духовных ценностях — таким оно представлялось Онеггеру в последние годы его жизни. Тяжелые настроения этих лет выразились в Пятой симфонии — одном из самых трагических произведений Онеггера. Она звучит как предостерегающее завещание художника, испившего полную чашу страданий, которые выпали на долю его поколения, и сознающего всю серьезность опасностей и бед, грозящих человечеству.

В выборе красок композитор проявил редкостное самоограничение, близкое аскетизму: мрачные темные тона решительно преобладают в этой музыке. Ее развитие отличается предельной целеустремленностью. Мысль о «зле мира», о близкой смерти (композитор страдал неизлечимым сердечным заболеванием) движется по прямой, не предлагая отвлекающих контрастов, не позволяя слушателю ни на миг перевести дыхание. Глухо, как стук больного сердца, звучит удар литавры в сочетании с pizzicato контрабасов, завершая каждую из трех частей симфонии неизменным ре (отсюда ее подзаголовок — «Di tre re» , то есть «С тремя ре»).

Музыка первой части движется медленным тяжелым шагом, будто преодолевая мучительное внутреннее сопротивление. Две темы действуют в ней. Первая слагается из густых аккордов, следующих в четком трехмерном ритме, напоминающем мрачно-торжественную поступь. сарабанды. Печальной сосредоточенностью веет от этой музыки. Вторая тема — лиричнее, камернее. Зарождается она где-то в глубинах оркестра, у бас-кларнета. Странно блуждающие подголоски оплетают ее. Музыка упорно стремится вверх, подхлестываемая все более громкими протестующими возгласами труб. Глубоко впечатляет кульминация 1 части, когда в трагически-напряженном звуковом потоке сливаются обе темы,

II часть — холодное, недоброе скерцо. Пугающе колючи изгибы главной темы, Музыка то злобно вскрикивает, то суетливо копошится, словно некие фантастические твари из кошмарного сна. Внезапно и резко, словно без всякой связи с предыдущим — как это бывает во сне — является новое видение: траурная процессия. Угрюмо звучат у засурдиненных медных и струнных инструментов короткие судорожные фразы. Они возрождаются в самом конце скерцо, наплывая на его первую тему и поглощая ее.

Финал полон бешеной энергии. Это — энергия борьбы, отчаянных усилий найти точку опоры, оттеснить тяжкие предчувствия. Но тщетно. Ураганный натиск под конец выдыхается. Музыка дробится, угасает. В наступившей тишине раздается последнее одинокое ре...


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Артур Онеггер   • Пятая симфония (Три ре)   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru