Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерТретья симфония (Литургическая)Пятая симфония (Три ре)Отторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус) |
Артур ОнеггерТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ («ЛИТУРГИЧЕСКАЯ» ) (1946)
Посвящается. Ш. Мюншу К созданию Третьей симфонии Онеггер приступил в 1945 г. Трагедия только что закончившейся войны сказалась на замысле и образном строе симфонии, «Я хотел в этом произведении,— пояснял автор,— выразить протест современного человека против нашествия варварства, глупости, страданий, против власти машин и бюрократии... Я нарисовал... борьбу, которая происходит в его сердце между слепыми давящими силами и стремлением к счастью, миру, божественному покою. Моя симфония — это драма, которая разыгрывается, если хотите, между тремя персонажами, реальными или символическими: горем, счастьем и человеком». Каждой из трех частей симфонии даны латинские заглавия, заимствованные композитором из католической мессы. Поэтому симфония получила название «Литургической». I часть — «Dies irae» («День гнева») — отмечена жестким, терпким колоритом. Смерч злых, напряженных звучаний обрушивается на слушателя, воскрешая ужасы войны, картины смерти и разрушения. «День гнева! Стремительные темы следуют одна за другой, не давая слушателю ни мгновенья для раздумья. Невозможно вздохнуть, осмыслить происходящее. Буря рвет все вокруг, сметает прочь слепо, сгоряча» . Лишь в конце 1 части шквал внезапно отступает. Тихо поют флейта и английский рожок. Здесь, по словам автора, «впервые появляется птица... Птица? Это вы поймете впоследствии. Здесь она не столько поет, сколько плачет». II часть — «De profundis clamavi ad te, Domine» («Из бездны взываю к тебе, господи») — «полное боли размышление-молитва» . Драматическое напряжение несколько спадает. Медленно течет бесконечная гибкая мелодия. В ней — печаль о погибших, боль воспоминаний. Из мрачных басов доносится суровый мотив заупокойной молитвы: «De profundis clamavi... И тут «снова является голубь, на этот раз в ясной, отчетливой мелодии... Голубь с оливковой ветвью в клюве, вестник мира в пучине бедствий...». В III части — «Ропа nobis pacem!» («Даруй нам мир!») — композитор вновь обличает зловещие силы войны, шовинизма, духовного порабощения. «Нет ничего страшней, чем вакханалия варварства в цивилизованном мире... Я сочинил тяжеловесный марш, для которого изобрел умышленно идиотическую тему... Это – марш роботов против человечества... Это — расправа зверей с духовными ценностями... Тогда в рядах жертв просыпается возмущение. Организуется мятеж, растет восстание. Внезапно раздается и трижды повторяется бесконечный крик из угнетенных сердец: «Даруй нам мир!» И после этого наступает резкий перелом «действия» . Страшный марш затихает... «Облака расступаются, и в блеске восходящего солнца в последний раз поет птица... Голос птицы парит над симфонией, как голубь мира над бесконечностью моря...» Нежной и прекрасной мелодией, полной надежды и света, заканчивается Третья симфония Онеггера — волнующая музыкальная повесть нашего века. Следующая страница: Пятая симфония (Три ре)
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |