ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерТретья симфония (Литургическая)Пятая симфония (Три ре)Отторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

АРТУР ОНЕГГЕР

(1892 — 1955)

Меня не влечет ни к ярмарке, ни к мюзик-холлу,
я люблю совсем другое — камерную и симфоническую музыку
во всей ее серьезности и силе.
А. Онеггер

Онеггер — французский композитор, один из крупнейших художников ХХ в. Истинный гуманист, он жил, охваченный глубокой тревогой за судьбы человечества, за будущее человеческой культуры. В этом он близок таким художникам, как Хемингуэй, Ремарк, Шостакович. С необычайной остротой ощущая конфликты жизни, Онеггер стремился проникнуть в их сущность силой своего незаурядного ума. Поэтому в его музыке так органически слиты напряженнейшая эмоциональность н трезвая критическая мысль.

Композитор не раз подчеркивал свое желание «писать музыку, понятную широким массам слушателей и в то же время свободную от банальности, чтобы заинтересовать и меломанов». Он мечтал о музыке «честной, простой, широкомасштабной». Отсюда-стремление к конкретности звуковых образов, во многом определившее характер симфонического творчества Онеггера.

Начало всемирной известности Онеггера-симфониста положил нашумевший в свое время «Пасифик 231», написанный в 1923 г. В этой симфонической пьесе, исполненной мощи, блеска, завораживающей силы ритма, автор хотел передать, по его собственным словам, «лирическое или патетическое ощущение, вызываемое мчащимся сквозь ночь поездом...». Живой, пластичной, почти театральной образностью отмечены другие программные сочинения Онеггера: симфонические пьесы «Гораций-победитель» (по исторической хронике Тита Ливия) и «Регби», где языком музыки выражены «все перипетии игры, ритм, краски матча...», драматическая увертюра «Буря» (по Шекспиру).

Черты программности свойственны и симфониям Онеггера - лучшей, наиболее весомой части его инструментальной музыки.

В октябре страшного 1941 г. создавал он Вторую симфонию для струнного оркестра и трубы. Насыщенная жестокими образами насилия, симфония озаряется в конце ясной и звонкой мелодией победы. Страстным зовом к миру пронизана Третья симфония, а в последней, Пятой, композитор углубленно размышляет о жизни, о роковых опасностях, подстерегающих человечество. Правдивое, честное искусство Онеггера властно воздействует на слушателей. Оно враждебно равнодушию и душевной черствости, оно взывает к человеческой совести и разуму.


Третья симфония (Литургическая)  
К созданию Третьей симфонии Онеггер приступил в 1945 г. Трагедия только что закончившейся войны сказалась на замысле и образном строе симфонии, «Я хотел в этом произведении,— пояснял автор,— выразить протест современного человека против нашествия варварства, глупости, страданий, против власти машин и бюрократии... Я нарисовал... борьбу, которая происходит в его сердце между слепыми давящими силами и стремлением к счастью, миру, божественному покою. Моя симфония — это драма, которая разыгрывается, если хотите, между тремя персонажами, реальными или символическими: горем, счастьем и человеком».

Пятая симфония (Три ре)  
Будущее, опустошенное атомной войной, лишенное нормальных условий человеческого существования, не нуждающееся в духовных ценностях — таким оно представлялось Онеггеру в последние годы его жизни. Тяжелые настроения этих лет выразились в Пятой симфонии — одном из самых трагических произведений Онеггера.


Симфонические сочинения:
•  5 симфоний (1930, 1941, 1946, 1947, 1950),
•  поэмы «Песнь Нигамона» (1917), «Летняя пастораль» (1920), «Гораций-победитель» (1921), «Песнь радости» (1923); Прелюдия к «Буре» Шекспира;
•  3 «симфонических движения» — «Пасифик 231» (1923), «Регби» (1928) и «симфоническое движение» № 3 (1932);
•  Архаическая сюита (1951);
•  Монопартита (1951);
•  Концертино для фортепиано с оркестром (1954);
•  Концерт для виолончели с оркестром (1929);
•  Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнного оркестра (1948).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Артур Онеггер   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru