Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокМузыка для струнных, ударных и челестыКонцерт для оркестраАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов) |
Бела БартокМУЗЫКА ДЛЯ СТРУННЫХ, УДАРНЫХ И ЧЕЛЕСТЫ (1936)
I. Andante tranquillo. Есть сочинения, определяющие «лицо» современной музыки и вошедшие в жизнь как наиболее яркие явления музыкального искусства ХХ в. К таким сочинениям бесспорно следует отнести Музыку для струнных, ударных и челесты Бартока. Здесь все ново и необычно — начать хотя бы с названия. [Строго говоря, произведение следовало бы назвать Музыкой для струнных, ударных, фортепиано, арф и челесты. Возможно, Барток счел такое название слишком громоздким; возможно, он «причислил» к ударным и струнным инструментам и фортепиано, и арфы.] И действительно, это не симфония, не сюита и не концерт для оркестра (хотя в нем и есть некоторые по-современному трансформированные черты старинного concerto grosso). Это именно «Музыка» , т. е. непрограммное, свободно построенное сочинение, жанр, вовсе не являющийся чем-то средним между симфонией, концертом или сюитой, а представляющий собой качественно новую современную ступень инструментального творчества. И не случайно название «Музыка» закрепилось впоследствии за теми произведениями, замысел которых не только неотделим от инструментального состава, но даже изначально определяется им. Сочинениям такого типа свойствен обычно глубокий философский «подтекст» — в этом они сближаются с жанром симфонии. В Музыке для струнных, ударных и челесты также господствуют симфонические принципы и приемы развития. Это 4-частный цикл, каждый раздел которого имеет особый образно-эмоциональный строй. Вместе с тем в партитуре «Музыки» использован весьма необычный для того времени состав, причем использован с предельной полнотой, неистощимой творческой фантазией и совершенным знанием возможностей всех инструментов и оркестровых групп. Необычна также интонационная сфера «Музыки». Она состоит из небольших «незамкнутых» мотивов, словно цепляющихся друг за друга. Поразительно ритмическое богатство партитуры. Интересен и ее колористический «облик» . Здесь Барток проявляет чудеса изобретательности. Струнные инструменты, разделенные на 2 самостоятельных оркестра, звучат то густо и насыщенно, то сухо и жестко, то «приближаются» к тембру деревянных. Смело трактованы возможности фортепиано. Богатые нюансы и оттенки характеризуют тембровую и динамическую палитру ударных инструментов. I часть — медлительно разворачивающаяся фуга. [Здесь применен необычный тип фуги: голоса то расходятся, то сближаются; такой принцип движения называется «веерным» .] Терпкие мелодические попевки сливаются в один бесконечный поток. Общий характер музыки — затаенно-сдержанный, чуть печальный. Основная тембровая краска — засурдиненные струнные (в конце части к ним присоединяются хрустальные пассажи челесты). II часть вносит резкий контраст. Это — живое, «упругое» скерцо, изобилующее блистательными тембровыми и ритмическими находками (особенно интересна фортепианная партия с ее «стальной», токкатной звучностью). III часть — сосредоточенное Adagio, очень тонко, порой даже «деликатно» инструментованное. С «невозмутимой деловитостью» в музыкальную ткань постоянно вклиниваются «стеклянные» постукивания ксилофона. Как призрачный фон «повисают в воздухе» ажурные пассажи арфы, челесты и бесконечные тремоло фортепиано. В середине части внезапно возникает зловещий, почти карикатурный марш с сухой, отрывистой поступью и неожиданными динамическими контрастами. Финал — снова резкий перелом. Снова упругие танцевальные ритмы, звонкие «балалаечные» переборы, остроумные переклички фортепиано и струнных. Восхищает пластическое разнообразие тем финала, их спаянность друг с другом. [Некоторые из них — болгарского и венгерского происхождения.] В этой музыке много экспрессии, волевого напора, свежести и остроты. Следующая страница: Концерт для оркестра
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |