ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокМузыка для струнных, ударных и челестыКонцерт для оркестраАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Бела Барток

КОНЦЕРТ ДЛЯ ОРКЕСТРА (1943)

I. Интродукция. Andante non troppo. Allegro.
II. Скерцо. Allegretto scherzando.
III. Элегия. Andante non troppo.
IV. Интермеццо. Allegretto.
V. Финал. Pesante. Presto
Первое исполнение в 1943 г. в Нью-Йорке под упр. С. Кусевицкого

В тяжелых условиях создавался Концерт для оркестра. Барток находился в вынужденной эмиграции, вдали от родной Венгрии. Смертельная болезнь день ото дня подтачивала силы композитора. И все же ему удалось создать яркую, полную жизни и света партитуру. Его поддерживали мысли о родной земле, ясность духа и неиссякаемый запас творческой энергии. Не случайно Барток за день до смерти говорил своему врачу, что ему жаль уходить из жизни «с полным чемоданом».

«Концерт для оркестра воспринимается как выражение раздумий композитора о родине и ее судьбе» (И. Мартынов). Это сочинение многоплановое, контрастное. По своему строению оно приближается к монументальной симфонии, где образные сферы каждой части строго разграничены. [Название «Концерт» взято, по-видимому, из желания сопоставить форму сочинения со старинной формой concerto grosso, для которой характерны контрастность звучаний и тембров. Многое идет здесь и от жанра инструментального концерта, и, в первую очередь, виртуозное изложение всех оркестровых партий.] Цельность всему произведению придает единая нить драматургического развития и «перенос» музыкального материала из одной части в другую.

I часть — интродукция — вводит в мир действенных, драматических образов. Уже во вступление, поначалу призрачное, таинственное, вторгаются властные трепетно-напряженные интонации струнных. Еще ярче и рельефнее звучит пылкая размашистая тема Allegro. Здесь, несмотря на резкие переходы и частую смену эпизодов, господствуют решительные, подчас суровые и гневные эмоции (мощные динамические взлеты и «рубленые» фразы у струнных, «воинственный' эпизод с участием одних медных инструментов) ... Этим настроениям противостоят нежные наигрыши солирующих деревянных духовых. В целом интродукция играет роль пролога, где очерчен основной круг образов произведения.

II часть — скерцо — отодвигает действие в сферу фантастических, игривых настроений. В ней много живого юмора, изобретательности. В характере «неуклюжего» шествия изложена основная тема — неторопливая, простоватая, с оттенком лукавства и шаловливости. По своей природе она словно предназначена для дуэта духовых инструментов (ее поочередно играют 2 фагота, затем 2 гобоя, 2 кларнета, 2 флейты, 2 трубы — отсюда и подзаголовок скерцо «Игра пар» ). Как контраст крайним разделам скерцо возникает спокойный, суровый хорал медных. Своеобразным лейттембром служит легкая барабанная дробь, обрамляющая часть и вклинивающаяся в развитие ее среднего эпизода...

Элегия — драматическая кульминация цикла. Ее экспрессивные темы вызывают в памяти жгучие мелодические «стенания» первой части. Только здесь нет ни той энергии, ни тех активно-действенных эмоций, какие господствовали в интродукции. Настроение подавленности, смятения — вот что характерно для центрального эпизода элегии. Крайние же ее разделы полны смутной тревоги, беспокойных мучительных предчувствий (холодные посвистывания флейты-пикколо, тревожные тремоло струнных, «мертвящее» звучание ледяных пассажей деревянных духовых).

Небольшое интермеццо полно причудливых, неожиданно сменяющих друг друга образов. Здесь и незатейливая, ритмически капризная песенка (ее запевают то гобой, то флейта, то кларнет); и трепетная гибкая в народном духе мелодия поразительной красоты (она звучит в теплом тембре альтов и скрипок); и саркастический гротескно-танцевальный эпизод, где оркестр словно содрогается от хохота (утверждают, что Барток использует тут фрагмент знаменитой темы нашествия из Седьмой симфонии Д. Шостаковича, придав ему острый шаржированный характер). Постепенно все мелодические линии рассеиваются в пространстве, и движение неожиданно приостанавливается (недаром эта часть носит подзаголовок «прерванное интермеццо» ). Развернутый финал полон живительного огня и бодрости. Основу его составляют бойкие танцевальные наигрыши, стремительные пассажи, короткие, словно цепляющиеся друг за друга мелодические фразы. Эта часть «Концерта» — образец изумительного мастерства Бартока, особенно в области полифонии.


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Бела Барток   • Концерт для оркестра   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru