ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокМузыка для струнных, ударных и челестыКонцерт для оркестраАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

БЕЛА БАРТОК

(1881 — 1945)

Моей руководящей идеей, с тех пор как я стал композитором, была идея братства народов, братства против всех войн, всех конфликтов. Этой идее я старался служить в своем творчестве
Б. Барток

Cреди славной когорты выдающихся музыкантов 1-й половины ХХ в. Барток занимает одно из первых мест. Он был не только замечательным композитором, открывшим новую эру в венгерской музыке. Барток — фигура редкой этической красоты. Он горячо любил свою родину и также горячо ненавидел всякого рода насилие, ему было свойственно острое чувство интернационализма и мудрое, восторженное преклонение перед стихией народного творчества.

Будучи блестящим пианистом и великолепным педагогом, Барток более всего интересовался музыкальным фольклором. Вместе со своим другом, выдающимся венгерским композитором Золтаном Кодаем он с юношеских лет начинает последовательное и всестороннее изучение народных песен. Его внимание особенно привлекли старинные крестьянские напевы, которые в течение всего прошлого столетия оставались незамеченными и были неизвестны даже Листу. Суровые, аскетически строгие мелодии, услышанные Бартоком в далеких деревнях и поселках, навсегда определили характер его творческих исканий. [Собрав несколько тысяч таких мелодий, Барток написал около 90 статей о народной музыке, в которых обобщил свои наблюдения. Это была подлинная революция в фольклористике.]

Во всех своих произведениях Барток опирался на вскрытые им глубинные пласты крестьянской песенности. Он заимствовал из арсенала народных средств не только внешние приемы выразительности. Само содержание его музыки, глубокое, чистое, человечное, да и весь ее свежий и терпкий колорит-сродни народной манере высказывания.

Симфоническое наследие Бартока почти полностью непрограммно. Оркестровые полотна композитора словно противостоят романтизму. В них поражают благородство и сдержанность чувств, глубина мысли и сила интеллекта. Однако в партитурах Бартока нет ни замкнутости, ни отрешенности, ни холодного субъективизма. Напротив, его музыка бывает по-экспрессионистски взвинченной, страстной и горячей. Порой в ней с чисто первобытной силой переданы буйные порывы чувств. Но смелый полет фантазии и пылкий темперамент всегда подчиняются у Бартока строгому контролю разума и четкости конструктивного замысла. Музыкальный язык сложен, мелодика часто отмечена изломанностью, прерывистостью линий, гармония — терпкостью и остротой, оркестровая палитра — жесткостью тембров. Но эта сложность — следствие сложности и необычности содержания, всегда насыщенного, беспокойного, драматически конфликтного.

Верный сын своего народа, творивший в трудные времена габсбургской монархии и режима Хорти, Барток так и не увидел свою родину свободной (в 1940 г. он уехал из Венгрии и последние 5 лет жизни провел в США). Но всей своей музыкой композитор боролся за счастье родной отчизны, которая ныне свято чтит его память.


Музыка для струнных, ударных и челесты  
Есть сочинения, определяющие «лицо» современной музыки и вошедшие в жизнь как наиболее яркие явления музыкального искусства ХХ в. К таким сочинениям бесспорно следует отнести Музыку для струнных, ударных и челесты Бартока. Здесь все ново и необычно — начать хотя бы с названия. Это не симфония, не сюита и не концерт для оркестра (хотя в нем и есть некоторые по-современному трансформированные черты старинного concerto grosso). Это именно «Музыка» , т. е. непрограммное, свободно построенное сочинение, жанр, вовсе не являющийся чем-то средним между симфонией, концертом или сюитой, а представляющий собой качественно новую современную ступень инструментального творчества.

Концерт для оркестра  
В тяжелых условиях создавался Концерт для оркестра. Барток находился в вынужденной эмиграции, вдали от родной Венгрии. Смертельная болезнь день ото дня подтачивала силы композитора. И все же ему удалось создать яркую, полную жизни и света партитуру. Его поддерживали мысли о родной земле, ясность духа и неиссякаемый запас творческой энергии.


ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ (1945)

I. Allegretto.
II. Adagio religiosa.
III. Allegro vivace
Первое исполнение — 8 февраля 1946 г. в Филадельфии
под упр. Ю. Орманди, солист Г. Сандор

Третий фортепианный концерт — произведение классически стройное, ясное. В нем композитор смело претворяет традиции виртуозно-бравурного листовского пианизма. Вместе с тем здесь получают яркое преломление многие особенности венгерского городского фольклора. И все же основной чертой музыки концерта остается ее типично современная окраска — терпкая, свежая, колоритная.

Первая часть привлекает своей мелодикой, — открытой, приветливой, ритмически капризной, украшенной тонким орнаментальным узором; во второй мечтательное и задумчивое настроение соединяется с образами загадочными, причудливо-фантастическими; финал-наиболее развернутая часть цикла — красочен, лапидарен, пронизан солнечным оптимизмом.


Симфонические сочинения:
•  симфония «Кошут» (1903),
•  Танцевальная сюита (1923),
•  3 концерта для ф-п. с орк. (1926, 1931, 1945),
•  «Венгерские картины» (1931),
•  Музыка для струнных, ударных и челесты (1936).
•  Концерт для скрипки с орк. (1937),
•  Дивертисмент для струнного орк. (1939),
•  Концерт для орк. (1943),
•  Концерт для альта с орк. (1945).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Бела Барток   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru