Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
М.И. Глинка. «Иван Сусанин». Сценическая жизнь оперы
«Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ.— Судьба человеческая, судьба народная». Разрабатывая план будущей оперы, Глинка начал с описания главных действующих лиц: «Иван Сусанин (бас) — характер важный; Антонида, дочь его (сопрано) — нежно грациозный; Собинин, жених Антониды (тенор)— характер удалый; Сирота, 13 или 14-летний мальчик (альт) — характер простосердечный». Четыре характера — четыре ипостаси русской натуры. Степенность, важность, благообразие облика Сусанина естественно раскрываются в величавых оборотах его партии, напоминающей о фольклорном эпосе, старинных молодецких и солдатских песнях. «Роль Сусанина вообще написать как можно проще, ибо сила уже необходимо должна произойти от самого положения»,— отметил Глинка в плане оперы. Сусанин — плоть от плоти русского народа, русской земли. Для Глинки это не отвлеченная идея, она воплощена в опере му зыкально, в связях партии Сусанина с темами хоров. Знаменитое «Страха не страшусь, смерти не боюсь» — гордый ответ врагам — вырастает из начального крестьянского хора, тема финального «Славься» впервые появляется у Сусанина как провозвестник будущего победного ликования. Суровая простота, присущая стилю оперы, особенно ощущается в окаймляющих ее хоровых сценах, которые Асафьев уподобил могучим стенам древних кремлей. Венчающее оперу гениальное «Славься» возникает как итог длительного интонационного развития, как величественный барельеф — после сцен, исполненных живого драматизма. Сам Глинка был очень доволен тем, как Эпилог «осаживает» всю оперу. Лирическое изящество мелодий Антониды возникает на интонационной основе городского романса и протяжной песни — но основа эта трансформирована условиями оперного жанра. Сложившаяся ранее других, партия Антониды, так же как и Собинина, отличается незаурядной виртуозностью, и петь ее должна настоящая колоратурная примадонна. Однако колоратуры нигде не превращаются во внешнее украшение, что так часто случалось во времена Глинки.
Собинин – лицо героическое; теноровая бравурность приобретает у него оттенок чисто русского молодечества, бесшабашной удали. Задушевность протяжной песни окрашивает партию Вани, особенно богатую широкими распевными мелодиями сдержанно-печального характера.
Герои-крестьяне в опере «Иван Сусанин» изъясняются истинно народным музыкальным языком не только в ариях, ансамблях и хорах, но и в более свободных сценах действия, построенных также мелодически. Наиболее чуткие слушатели сразу отметили достоинства глинкинских речитативов: «в них, кажется, слышишь интонацию русского говора» (Я. М. Неверов).
Через шесть лет после премьеры, 7 сентября 1842 года «Иван Сусанин» был поставлен в московском Большом театре. По отзывам рецензентов, опера имела огромный успех, постановка ее отмечалась как значительное достижение. Однако «Иван Сусанин» прошел в Москве всего девять раз, после чего на целый год исчез из репертуара. Не без оснований многие сетовали на формальное отношение к творению Глинки, на искажающие замысел композитора варварские купюры. Достаточно сказать, что увертюра Глинки была заменена увертюрой И. И. Иоганниса на тему царского гимна. «Что же делать! Они отстали от нас по музыкальным делам лет на пятьдесят, если не больше. Невозможно ничего от них и требовать»,— с горечью произнес Глинка по поводу московской премьеры.
Но несмотря на несовершенства исполнения, достоинства оперы Глинки были все же услышаны московской публикой. С. Т. Аксаков писал сыну, И. С. Аксакову, после премьеры, сожалея, что до сих пор не знал «Сусанина»: «Это музыка, в которой каждый звук мне родной, я его слыхал, певал или непременно услышу, спою... И такой необыкновенный талант, как Глинка, так мало оценен у нас!» В 40-е годы и позднее «Жизнь за царя» продолжала оставаться в репертуаре, но давалась не слишком часто, в основном в так называемые табельные, то есть официально торжественные дни. Некоторое оживление внес спектакль 8 мая 1852 года, когда оперу возобновили в Петербурге с новым составом исполнителей. Прежним был только великолепный Петров, прочие роли исполнили Семенова (Антонида), Булахов (Собинин), Леонова (Ваня). Однако дирекция поскупилась на оформление; старые декорации и костюмы выглядели убого и никак не способствовали украшению спектакля. В 1855 году Глинка, посетивший «Ивана Сусанина», был так раздосадован небрежностью спектакля, что уехал, не дождавшись окончания оперы. «Неопрятная постановка «Жизни за царя» на императорской сцене и совершенное забытие его «Руслана» глубоко его огорчали, и он уверял, что этим «совершенно отбили у него охоту писать для театра»,— свидетельствовал современник. В эти годы ситуация вообще складывалась неблагоприятно для русской оперы. За пятнадцатилетие 1840—1855 годов «Жизнь за царя» была дана в Петербурге всего 36 раз. Положение изменилось в середине 60-х годов: в 1864 — 1876 годах, по свидетельству Г. А. Лароша, глинкинская опера прошла в петербургском Мариинском театре около двухсот раз. Как большой художественный праздник было воспринято пятисотое представление глинкинской оперы, которое состоялось 7 ноября 1879 года. Пели Корякин (Сусанин), Меньшикова (Антонида), Энде (Собинин) и Лавровская (Ваня). В 1866 году «Иван Сусанин» был поставлен за границей, в Пражском оперном театре. Это было первое появление русской оперы за рубежом. За Прагой последовали Милан, Ганновер, Берлин, Лондон, Париж... В Ганновере постановку «Ивана Сусанина» осуществил выдающийся дирижер Ганс фон Бюлов, выступивший также и в печати по поводу глинкинской оперы.
Событием стал спектакль 21 сентября 1904 года в московском Большом театре. За дирижерским пультом стоял С. В. Рахманинов, главные роли исполняли Ф. И. Шаляпин (Сусанин), А. В. Нежданова (Антонида), Е. И. Збруева (Ваня).
Интересный опыт постановки «Ивана Сусанина» был предпринят в 1913 году, к трехсотлетней годовщине изображенных в опере событий. 19 февраля сцены из «Ивана Сусанина» прозвучали в деревне Сябринцы Новгородской губернии. «Отечественная героико-трагическая опера» вернулась к своим народным истокам.
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |