Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиМузыкальное фойе Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше) |
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Оценка В.Ф.Одоевского
«С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе-новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»
«Булгарин, не имевший ни малейшего понятия о музыке... печатал во всеуслышание, что Глинка не знает и оркестровки, ибо в «Жизни за царя» оркестр написан слишком низко. Эта нелепость никого не удивила»,— свидетельствовал Одоевский. Его же собственные публикации — «Письма к любителю музыки об опере г. Глинки «Жизнь за царя» были в «Северной пчеле» прерваны, что, конечно, не обошлось без вмешательства Булгарина. Эта статья В. Ф. Одоевского — несомненно, самый значительный отклик на появление глинкинской оперы. Исторический смысл «Ивана Сусанина» Одоевский сумел осознать и выразить с редкой проникновенностью. И по сей день его идеи — основа для каждого, кто хочет приблизиться к пониманию оперы и ее роли в русской музыке.
«...Этою оперою решался вопрос важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование русской оперы, русской музыки, наконец, существование вообще народной музыки». Под народной музыкой Одоевский разумеет здесь не фольклор, как можно понять его сейчас, а музыку профессиональную, имеющую ярко выраженный национальный облик. Он понимает, что сейчас в Европе настало время расцвета национальных школ, что Россия должна включиться в этот процесс и вслед за отечественной литературой и живописью явить отечественную музыку. И Одоевский классически ясно формулирует гениальное достижение Глинки-способность «возвысить народный напев до трагедии». «...Он доказал блистательным опытом, что русская мелодия, естественно то заунывная, то веселая, то удалая — может быть возвышена до трагического стиля». Раньше музыка национального характера звучала лишь в бытовых или комедийных ситуациях, высокая трагедия требовала иного, возвышенно-обобщенного языка. И Глинка не снижает трагедию до простонародного, в чем его «уличали» великосветские критики, а напротив, показывает, какие могучие драматические возможности скрыты в народных напевах. Это одна сторона глинкинской эстетической революции. Но была и другая, чисто музыкальная. Свободное владение западноевропейской техникой сочинения позволило Глинке выявить с ее помощью своеобразие русской мелодики, русской гармонии, русского голосоведения.
«Он ясно понял,что русская крестьянская песня и русский городской мелос не мертвый капитал, который можно только стилизовать, приукрашать и т.п., но что это актуальная музыкальная среда-интонации и ритмы, в которых таится не использованная еще энергия». Прошло более полутора столетий со дня премьеры «Ивана Сусанина». Время подтвердило прозорливость Глинки, верность избранного им пути, не утратившего своего значения и сегодня. Не случайно в предисловии к многотомному изданию «Русская симфоническая музыка» Л. С. Сидельников пишет: «Многие из тех, кто находился в день премьеры в театре, и не подозревали, что гениальная увертюра к опере станет увертюрой ко всей русской музыкальной классике». Но и тогда, в 1836 году, нашлись чуткие ценители дарования Глинки,которые по достоинству оценили новую оперу. 13 декабря 1836 года у А. В. Всеволожского было устроено чествование М. И. Глинки. Присутствовали Пушкин, Одоевский, Вяземский, Жуковский, братья Виельгорские, отец и сын Кавос, певцы, оркестранты... Одоевский произнес тост: «В честь Михаила Ивановича Глинки – творца русской оперы, открывающей новый период в отечественном музыкальном искусстве». Там же Михаил Виельгорский, Вяземский, Жуковский и Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки» на рифму «новинка» — «Глинка» (каламбурно обыгрывалась также фамилия композитора). Музыка принадлежала Одоевскому.
Следующая страница: Сценическая жизнь оперы
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |