Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиМузыкальное фойе Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой) |
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»«Иван Сусанин» положил начало русской музыкальной классике, и день 27 ноября 1836 года - день первой премьеры оперы - вошел в историю отечественного искусства как одна из знаменательнейших дат. Сегодня это хрестоматийная истина, оспаривать которую никто не станет. Но полтора столетия тому назад угадать настоящее значение оперы Глинки было делом выдающейся чуткости — и музыкальной, и гражданской, и человеческой. Ведь «Жизнь за царя» (под таким названием опера появилась на сцене и шла около восьми десятков лет) отнюдь не была первой русской оперой. Более того: в 1815 году увидела свет рампы двухактная опера К. Кавоса «Иван Сусанин», написанная на текст известного драматурга А. Шаховского. Она долго держалась на сцене и, по отзывам современников, была весьма любима публикой. Суть была не в теме, не в сюжете и даже не в национальном песенном материале — русские песни еще раньше проникли в профессиональное композиторское творчество. Главное заключалось в возвышении отечественного до общечеловеческого, в гармоническом союзе природного русского начала и вершин европейского композиторского мастерства. Эта задача, действительно, была по силам только гению.
«... Сказать ли тебе все? Я полагаю, что и я тоже мог бы дать нашему театру достойное его произведение... Самое важное — это удачно выбрать сюжет, во всяком случае, он безусловно будет национален. И не только сюжет, но и музыка: я хочу, чтобы мои дорогие соотечественники почувствовали бы себя тут, как дома». Работа над сочинениями в «русском роде» для Глинки не была нова. Природная направленность его интересов выразилась уже в ранние годы, о которых так красочно и просто повествовал композитор в «Записках». Это и подражание на медных тазах колокольному звону, и внимательное вслушивание в игру крепостного оркестра. Окончив обучение в Благородном пансионе и обратившись к сочинению, Глинка «много работал на русские темы». Позднее путешествие в Италию, погружение в атмосферу чужой — и столь пленительной — жизни и искусства заставили Глинку по-новому ощутить своеобразие отечества. Новые художественные впечатления, а также серьезные профессиональные занятия в Берлине — как известно, систематическое композиторское образование в России во времена Глинки получить было негде — укрепили его творческое самосознание. «Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась...»
Вернувшись в Россию, Глинка отложил намеченное было второе шествие в Берлин. Зиму 1834/35 года он проводит в Петербурге, часто посещая вечера В. А. Жуковского, жившего в Зимнем дворце. Общество, сходившееся там, было избранным — Глинка называет А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, Н.В.Гоголя, П.А.Плетнева, В.Ф.Одоевского, М.Ю.Виельгорского. У Жуковского Глинка впервые услышал «Женитьбу» Гоголя в авторском чтении. Этот дружеский круг вполне мог оценить идею русской оперы, которая к тому времени совершенно овладела творческим воображением Глинки. Именно Жуковский предложил композитору сюжет легенды об Иване Сусанине. Увлекшись замыслом, поэт хотел сам писать текст оперы, для начала сочинив стихи эпилога — торжественного финала, оттененного скорбным трио Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих Сусанина («Ах, не мне бедному, ветру буйному, довелось принять вздох последний его»).
Начатая в Петербурге работа над оперой продолжалась в родовом Новоспасском, где Глинка с семьей провел лето 1835 года. В этом описании Б. В. Асафьев услышал нечто моцартовское. И действительно, легкость, с которой создавалась опера, поразительна. Осенью работа продолжилась вновь в Петербурге. Дом Ф. Ф. Мерца в Фонарном переулке, где Глинка с семьей поселился в начале 1836 года, сохранился до наших дней (ныне — № 3); позднее в этой же квартире жили близкие друзья композитора братья Кукольники, и он у них часто бывал, гостя порой по несколько дней. Написанные фрагменты обсуждались с друзьями. Некоторые из них могли подать дельный совет — таковы были рекомендации К. Майера относительно инструментовки и в особенности В. Ф. Одоевского, сумевшего убедить Глинку, что «хоры могут быть выведены из избитой итальянской колеи». Сейчас трудно представить себе «Ивана Сусанина» без щедро разработанной хоровой партитуры, разнообразие и живость которой надолго остались недосягаемым образцом для русских композиторов. В феврале и марте 1836 года состоялись две оркестровые репетиции первого акта оперы — в домах князя Юсупова, у которого был собственный оркестр, и графа Мих.Ю.Виельгорского. Виельгорского Глинка позднее называл «мой Иоанн Креститель». Репетиция у него оказалась «очень удовлетворительна». В числе прочих на ней присутствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов. Сюжет и работа над либретто Первая постановка Оценка В.Ф.Одоевского Сценическая жизнь оперы Михаил Иванович Глинка. Основная страница
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |