ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаЯн СибелиусМорис РавельПоль ДюкаБела БартокАртур ОнеггерОтторино РеспигиДжордж ГершвинПауль ХиндемитБенджамин БриттенМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН

(1888 — 1937)

О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни, Вот почему его музыка по-настоящему национальна, при всей оригинальности и необычности формы.
Д. Шостакович

Музыка Гершвина давно уже завоевала симпатии миллионов слушателей. Ее справедливо считают одной из вершин американской национальной классики. Между тем немало музыкантов и критиков в свое время были шокированы его партитурами, Даже крупным знатокам и многим выдающимся композиторам казалось кощунственным столь необычное и ранее невиданное внедрение элементов джаза в симфоническую музыку. Однако время показало, что Гершвину удалось выработать самобытный, в основе своей глубоко национальный стиль. В нем органично сочетались гибкость изложения, острая джазовая ритмика, эффектность инструментовки со строгостью форм и приемами чисто симфонического развития. «Он взял у джаза некоторые элементы гармонии и ритма, новизну красок, свободу импровизационной выразительности и, преломляя эти черты сквозь призму своего дарования, поднял их до высот подлинного искусства» , — писал о Гершвине А. Хачатурян.

Несмотря на свою необычность, музыкальный язык Гершвина глубоко демократичен. В нем поражает прежде всего мелодическое изобилие, свежесть и непосредственность почерка. Особую прелесть придают музыке Гершвина элементы негритянского фольклора, щедро использованные им чуть ли не в каждом сочинении — от песен до оперы.

Путь Гершвина-музыканта был сложным, хотя и коротким. Талантливый самоучка, начавший с сочинения незатейливых эстрадных песенок, он добился впоследствии исключительных творческих результатов. Созданная им в конце жизни опера «Порги и Бесс» — классический образец американского оперного искусства.

«РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ» ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ (1924)

Первое исполнение — 24 февраля 1924 г. в Нью-Йорке под упр. П. Уайтмена, солист автор

«Рапсодия в стиле блюз» — первое сочинение, принесшее Гершвину широкую известность. [Название произведения «Rhapsody in Blue» может быть переведено как «Рапсодия в стиле блюз» или как «Голубая рапсодия» . В англ. яз. слово blue означает одновременно меланхоличный, тоскливый, голубой (отсюда и происхождение названия негритянских лирических песен-блюзов)].

История его создания чрезвычайно любопытна. Однажды Гершвин прочел в газете анонс о предстоящем концерте известного симфоджазового оркестра под управлением П. Уайтмена. Объявление гласило, что в концерте будет исполнено новое крупное произведение Дж. Гершвина. Видимо, Уайтмен, пользовавшийся огромным авторитетом, решил спровоцировать Гершвина, тогда еще малоизвестного, начинающего композитора, на столь ответственное дело.

Гершвин, не желая подводить Уайтмена, с жаром принялся за работу, хотя до концерта оставалось всего три недели. На оркестровку у него не хватило времени. «Рапсодия» была инструментована Ф. Грофе, который работал одновременно с автором. На премьере «Рапсодии» присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и другие видные музыканты. Концерт прошел с огромным успехом. С тех пор популярность «Рапсодии» растет с каждым годом.

«Рапсодия» во многом напоминает классический 1-частный концерт для фортепиано с оркестром. Однако и состав оркестра (усиленный группой саксофонов), и манера изложения — свободная, броская, смело использующая весь арсенал выразительных средств джаза, — говорят о необычности стиля «Рапсодии» . Быстрая смена эпизодов — то лирических, то гротескных, то гимнических, то танцевальных, большая ритмическая свобода, острая мелодика, «пикантные» джазовые акценты — наиболее характерные черты «Рапсодии» . Это сочинение требует от исполнителя тонкого вкуса', чувства меры и чуткого проникновения во все тайны его внутренней структуры.


Симфонические сочинения:
•  Поэма «Американец в Париже» (1928), Вторая рапсодия (1931), Кубинская увертюра (1932).
•  «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром (1924),
•  Концерт для фортепиано с оркестром (1925).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Пауль Хиндемит

      • Главная   • Зарубежная музыка XX века   • Джордж Гершвин   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru