ДоМиЛяМи  
  Музыка в театре Музыкальные истории Лекторий  
 
Музыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаНародные песни в творчестве БетховенаАвтограф и публикации песенВ.Стасов и русская бетховенианаЕстественная гармония

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Народные песни в музыке Эрнеста Ванжуры

М. П. Пряшникова

Э. Ванжура не обладал большим композиторским даром и не получил профессионального музыкального образования. Сочинение же симфонии требовало определенных профессиональных навыков и широкого знакомства с европейскими достижениями в этой области. Во времени своей юности, проведенной в Австрии (какое-то время он жил в Вене), Ванжура интересовался сочинением музыки в легких жанрах, но не симфониями. Музыкальные интересы русского двора, где проходила его дальнейшем я деятельность, были сосредоточены в области французской и итальянской комической оперы. Здесь он, думается, также и мог найти образцов для подражания. Поэтому вопрос о том, где он все же получил основные сведения и навыки композиторского творчества, остается неясным.

Симфонии Ванжуры построены очень традиционно, как классический трехчастный сонатно-симфонический цикл. Состав оркестра — типичный для того времени: струнные (1-я и 2-я скрипки, альты, басы — иногда с разделением партий виолончелей и контрабасов), 2 флейты, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, в 1-й симфонии использованы трубы. Как самую общую особенность инструментовки симфоний следует отметить явное пристрастие к тембру кларнета — большинство тем симфоний в первый раз звучит у кларнета соло.

Симфонии Ванжуры представляют громадный интерес для исследователей русской музыки XVIII в. благодаря использованию в них народно-песенного материала. Знакомство композитора с образцами народной музыки славянских городов могло происходить уже в первые годы его пребывания в России. Одним из главных источников познаний Ванжуры в этой области несомненно был музыкальный театр того времени, с которым Ванжура был наиболее тесно связан по роду своей деятельности.

Русская комическая опера, с ее сюжетами из народной жизни и музыкой, основанной на «голосах» русских песен, составляла уже довольно существенную часть театрального репертуара и пользовалась успехом у публики. Другие источники — это первые появившиеся в это время печатные сборники народных песен Трутовского и Теплова и общество русских музицирующих дилетантов.

Конечно, Ванжура не был ни первым, ни единственным композитором своего времени, использовавшим народно-песенные цитаты в симфонической музыке или в произведениях сонатно-циклической формы. При всей немногочисленности подобных инструментальных произведений в этот период, по-видимому, уже существовала определенная традиция сочинения музыки такого рода. По свидетельству Я. Штелина, еще в 40-х годах XVIII в. Мадонисом были сочинены две Sinfonia alla Russa, а также «пара сонат на украинские мелодии». Как пишет Штелин, Мадонис «взял народные мелодии и скомпоновал их в итальянском вкусе».

К сожалению, произведения эти до нас не дошли, и маловероятно, что они были известны в конце XVIII столетия, когда сочинял свои симфонии Э. Ванжура. Среди произведений крупной формы, написанных во времена деятельности Ванжуры, можно упомянуть, например, фортепианную сонату И. Прача, вторая часть которой основана на народных мелодиях, квартеты Ф. Тица и некоторые другие.

Нарoдные темы широко цитировались не только в вокальных и инструментальных номерах русских комических опер, но и симфонических антрактах и «симфониях» к театральным спектаклям серьезного содержания. Таковы антракты, сочиненные Каноббио к «Начальному управлению Олега», музыка самого Ванжуры к опере «Храбрый и смелый витязь Axpидеич».

Необходимо отметить, что круг цитируемых песен довольно ограничен: используются те из них, которые были наиболее популярны в городской среде.

Давая симфониям подзаголовки: pycская, украинская, польская — Ванжура не всегда придерживается в выборе тем только национального принципа. Русские песни «Молодка молодая», «Во поле береза стояла», «Как ходил, гулял Ванюша» в Украинской симфонии, украинская песня «Катилися возы» в Русской симфонии, казачок в Польской симфонии могли быть использованы как в результате сознательного смешения близких по своему славянскому происхождению тем, так и вследствие недостаточно четкого представления автора симфоний о национальных особенностях музыки каждого из этих народов, характерного для того времени. Вспомним, что Украина называлась тогда Малороссией, а раздел украинских народных песен был впервые выделен только в сборнике Прача, у Трутовского же под названием русских шли и украинские песни.



Следующая страница: Три национальные симфонии Эрнеста Ванжуры

      • Начало   • Лекторий   • Три симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песен   • Народные песни в музыке Эрнеста Ванжуры   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2016

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru