ДоМиЛяМи  
  Музыка в театре Музыкальные истории Лекторий  
 
Музыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаНародные песни в творчестве БетховенаАвтограф и публикации песенВ.Стасов и русская бетховенианаЕстественная гармония

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Три симфонии Э. Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песен

М. П. Пряшникова

Разыскание, собирание, научное описание и публикация музыкальных памятников начального периода формирования русской композиторской школы является одной из главнейших задач советского музыкального источниковедения. Сформулированная в 20-х годах Б. В. Асафьевым, эта задача успешно решается силами широкого круга музыковедов. Сейчас нам уже с достаточной полнотой известна камерная музыка XVIII в., вокальная и инструментальная. Сохранившиеся рукописные альбомы, принадлежавшие любителям музыки того времени, а также печатные издания дают возможность с достаточной полнотой представить камерный репертуар домашнего музицирования — популярные народные и «российские» песни, бытовую танцевальную музыку, вариации на темы популярных песен и романсов и т. п.

Мы имеем сейчас достаточно полное представление о репертуаре музыкальных театров ХVIII в., не только придворных, но и отдельных поместных, а также публичных театров Москвы и Петербурга. К сожалению, гораздо меньше известно о репертуаре оркестров и камерных ансамблей, несомненно исполнявших, наряду с произведениями, популярными в это время в Европе, и сочинения композиторов, работавших в в России.

Звучавшие при дворе и в богатых помещичьих усадьбах произведения оркестровой симфонической музыки в большинстве своем принадлежат к легким бытовым жанрам и предназначались для балов, праздничных застолий и других домашних увеселений. В то же время последнее двадцатилетие XVIII в., характерное интенсивным ростом музыкальных интересов и все более широким распространением домашнего музицирования, оставило нам ряд сочинений крупной формы: сонат и концертов для различных инструментов, камерных ансамблей и, наконец, симфоний.

Из числа произведений симфонического жанра, сочиненных в России, до недавнего времени можно было познакомиться с музыкой только Украинской симфонии неизвестного автора, опубликованной в клавирном изложении в «Journal de musique, <...> dedie aux Games» (повторено в книге Б. Вольмана «Русские печатные ноты XVIII века» [В. Л. Волочан. Русские печатные ноты ХУШ века. Л., 1957, с. 245 — 263.]), и симфонией Ф. Тица, рукописные оркестровые голоса которой хранятся в библиотеке Павловского дворца под Ленинградом, о чем сообщает в своей книге Ю. В. Келдыш.[ Ю. В. Келдыш. Русская музыка XVIII века. М., 1965, с. 402.] Последняя никогда не была опубликована и практически недоступна для исследователей.

Наше сообщение посвящено трем симфониям Эрнеста Ванжуры, единственное до настоящего времени издание которых сохранилось в фондах Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Оно представляет собой оркестровые голоса, с титульным листом на партиях первых и вторых скрипок.

В «СПб. ведомостях» за последние годы XVIII в. можно обнаружить несколько объявлений о продаже этого издания. Приведем текст одного из них, помещенного в № 19 «СПб. ведомостей» за 1798 г.:

«В музыкальной лавке Шпревица <...> продаются следующие вновь вышедшие ноты, а именно: <...> 3 симфонии национальные для большого оркестра соч. Барона Ванджуры, 6 руб. Тут же принимают подписку 5-рублевую на 3 симфонии помянутого Ванджура, которые в июне месяце напечатаются <...>» Это объявление появилось в феврале, что позволяет датировать издание началом 1798 г.


Эрнест Ванжура. Биографические сведения  
Нам ничего не известно о том, в каком качестве Ванжура впервые появился в Петербурге, но уже в 1783 г. он участвовал в перестройке Большого Каменного театра. В 1785 году Э. Ванжура уехал в Петербург и до 1797 г. служил в Дирекции императорских театров. Он занимался устройством придворных спектаклей и концертов, их репертуаром, распределял заказы на издание нот для придворных спектаклей. По свидетельству П. Арапова, в 1791 г. Ванжура занимал пост заместителя («поддиректора») Н. Б. Юcyпова, которого Екатерина II назначила и это время главным директором императорских театров. Ванжура сочинял музыку для камерных ансамблей «малых эрмитажей». По-видимому, его произведения пользовались успехом, так как ему было поручено писать музыку к опере на либретто Екатерины II «Храбрый и смелый витязь Ахридеич».

Народные песни в музыке Эрнеста Ванжуры  
Симфонии Ванжуры представляют громадный интерес для исследователей русской музыки XVIII в. благодаря использованию в них народно-песенного материала. Знакомство композитора с образцами народной музыки славянских городов могло происходить уже в первые годы его пребывания в России. Одним из главных источников познаний Ванжуры в этой области несомненно был музыкальный театр того времени, с которым Ванжура был наиболее тесно связан по роду своей деятельности.

Три национальные симфонии Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста Ванжуры  
Эйтнер сообщает о хранящихся в г. Шверине (Германия) рукописных оркестровых голосах трех симфоний барона Ванжуры с составом оркестра, аналогичным тому, который имеется в найденном издании. Переписка с сотрудниками этой библиотеки позволила установить, что это те же три симфонии, которые хранятся в ГБЛ. Несмотря на несовершенство и шероховатости стиля, ограниченность цитируемого материала, известную неорганичность сцепления эпизодов европеизированного стиля с народно-песенными цитатами, симфонии Ванжуры занимают свое, особое место в истории развития русской музыкальной культуры.



      • Начало   • Лекторий   • Три симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песен   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2016

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru